Охотники на гангстеров / Gangster Squad
6,0
Рейтинг IMDB: 6,9
Рейтинг читателей: 3,2
Рейтинг Экслера: 6,0
Бюджет: $60 млн,  Сборы по миру:  $99 млн
Не во Флейшера эти актеры. Что такие
актеры делают в таком режиссере, как Флейшер?
Сожаление кота Бублика
Стрельба в богатом доме с хорошим концом.
Определение жанра фильма от кота Бублика

Лос-Анджелес, 1949 год. В городе заправляет бандит по имени Микки Коэн (Шон Пенн) - он бывший боксер-чемпион. Коэн действует со звериной жестокостью, одновременно он не скупится на подкупы, в результате чего в руках его оказываются и суды, и полиция, да и вообще - весь город. 

Коэн крышует торговлю наркотиками, азартные игры, проституцию и магазин пончиков в районе Маленькая Армения. Никто не может противостоять Микки: он даже с посланцем из Чикаго расправился так, что в Чикаго нервно икнули. Чего уж говорить о полиции, которая лижет пятки Коэну со всем своим полицейским усердием. 

Однако есть один-единственный человек в полиции, которому дорого просвещение. Это сержант Джон О'Мара (Джош Бролин). Джон прошел войну, он умеет убивать и не выносит, когда бандиты наглеют. В результате О'Мара затеял с местными бандюганами кровопролитное противостояние и, вопреки воле начальства, ухитряется даже арестовывать подручных Микки, которых тут же выпускают продажные судьи и купленные полицейские начальнички. 

Впрочем, есть один крупный начальник - шеф полиции Паркер (Ник Нолти), который мечтает покончить с Коэном. Но у Паркера нет для этого легальных возможностей. 

Тогда он призывает к себе О'Мара, заслужившего в полиции почетное звание полного отморозка, и предлагает Джону создать небольшой отряд таких же отморозков, которые будут действовать против Микки, причем не от имени полиции. Но зато у них будут развязаны руки и никто не станет придираться, если они убьют пару десятков очень плохих парней. Наград за это не ждите, предупреждает Паркер, но зато вы имеете лицензию на убийство без объяснительных записок. 

О'Мара соглашается и мучительно пытается понять, кого бы из полицейских он мог взять в этот отряд, чтобы это не оказался купленный стукачок Микки. И тогда его глубоко беременная жена подсказывает хороший вариант: надо, сказала она, брать в отряд не всяких отличников боевой и физической подготовки, а маргиналов, плохишей. Вот их Коэн наверняка не покупал - на фиг они ему нужны. 

И тогда Джон берет в отряд офицера Колмена Харриса (Энтони Мэки), неутомимого борца с наркотиками, крутейшего стрелка офицера Макса Кеннарда (Роберт Патрик), большого спеца по всяким электронным штучкам-дрючкам офицера Коннуэлла Киилера (Джованни Рибизи), ну и к ним также прибивается подопечный Кеннарда офицер Навидад Рамирес (Майкл Пенья). 

О'Мара также пытается затащить в отряд бывшего фронтовика сержанта Джерри Вутерса (Райан Гослинг), но тот пока занят выпивкой и соблазнением подружки самого Коэна Грэйс Фарадей (Эмма Стоун). Но ничего, над Вутерсом скоро нависнет смертельная опасность, а там, глядишь, подручные Микки убьют какого-нибудь чистильщика сапог, чтобы у Джерри вскипела кровь и он также присоединился к отряду. 

***

Это очень, очень и очень странный фильм. В плохом смысле - странный. В том смысле, что совершенно непонятно, на черта его вообще было снимать. Хотя вроде бы первоначально все составляющие приличного фильма - налицо. 

Есть литературная основа - повесть публициста Пола Либермана "Охотники на гангстеров", в которой рассказывается о том, как секретный отряд полиции охотился на известного криминального босса Микки Коэна. 

Есть режиссер Рубен Флейшер, снявший очень приличную зомбическую комедию "Добро пожаловать в Зомбилэнд". Также он снял значительно менее приличную боевиковую комедию "Успеть за 30 минут", но мы лучше будем помнить о "Зомбилэнде". 

Есть несколько очень хороших актеров - Пенн, Гослинг, Бролин, Патрик, Полито, Мэки и так далее. 

Есть куча всяких голливудских художников, декораторов, гримеров, спецэффектщиков и так далее, которые вам создадут хоть Лос-Анджелес 1949 года, хоть Жмеринку 1973 года. 

Так что тебе надо, Рубен? Бери да снимай крепкий гангстерский боевик, которые со времен "Крестного отца" из моды не выходят ни на грамм. Ну или снимай гангстерский детектив-нуар, которые в моде последнее время. Или снимай гангстерский боевик, он же детектив-нуар, которые уже замучили, но их все равно будут смотреть. 

Но Флейшер, как оказалось, легких путей не искал. Ему хотелось чего-нибудь такого эдакого. То есть понятно, что гангстерский боевик. Нуар. Он же - детектив-нуар. Но этого мало! Надо эдакого! И тогда Флейшер родил, как ему почему-то показалось, гениальную мысль. Он решил взять классический фильм "Неприкасаемые", который был практически о том же, скрестить это дело с одним из первых фильмов-комиксов "Диком Трэйси", ну и заодно еще аккуратно приправить это варево дорогой, но эффектной приправой из "Клуба Коттон" Копполы. 

И действительно! В "Неприкасаемых" секретный спецотряд имеет широкие полномочия для борьбы с Аль Капоне, который купил практически весь Чикаго с его политиками, судьями и полицией.

В "Дике Трэйси" полицейский детектив Дик Трэйси борется с мафиози Биг Боем Каприсом, подминающим под себя город и другие бандитские группировки. У бравого Дика также есть подруга, которой почему-то не нравится, что в Трэйси стреляют. У Биг Боя также есть клуб-ресторан, который он отобрал у другого бандита. Трэйси также начинает успешно бороться с Каприсом после того, как поставил в его логове "жучок", Биг Бой также обнаружил "жучок" и слил туда подставу, чтобы заманить Дика Трэйси в ловушку. 

В общем, все просто один в один, практически до мелочей. Единственное - фильм "Дик Трэйси" был чистым экспериментом. Потому что он не только был поставлен по комиксам (кого этим удивишь?), но и, по сути, представлял собой чистый комикс. Он изобиловал очень неестественными и "кислотными" сочетаниями цветов, абсолютно все сцены были сняты в декорациях, которым нередко придавали нарочитую комиксоидность, а все злодейские персонажи были загримированы просто до неузнаваемости. Грим Биг Боя, которого потрясающе сыграл Аль Пачино, - это было просто произведение искусства. 

А из "Клуба Коттон" Флейшер взял обстановку богатого клуба, яркие номера выступающих и историю внезапной любви не слишком авторитетного парнишки и девицы главного мафиози. 

На черта Флейшер это все намешал в совершенно произвольных пропорциях - доподлинно неизвестно. Вероятно, он просто любит эксперименты. Ну, знаете, некоторые люди не верят аксиоме о том, что шампанское надо заедать черной икрой или шоколадом, поэтому закусывают пузырящийся напиток бутербродом из куска яичницы с соленым огурцом, положенным на пряник. Ну, бывает. Они даже могут утверждать, что это вкусно. 

У Флейшера примерно то же самое и получилось. Сюжет - невнятная смесь из "Неприкасаемых" и "Дика Трэйси". Причем "неприкасаемая" часть снята в эдаком детектив-нуарном стиле, а от "Дика Трэйси" он взял явно карикатурную маску главного злодея и основные повороты сюжета. Бедный Шон Пенн во время съемок каждый день парился по три часа, пока ему на лицо наносили это безобразие. И ради чего? Да ради ничего! Только чтобы режиссер потешил свое режиссерское самолюбие, которое он почему-то путает с талантом. 

В "Дике Трэйси" все злодеи носили карикатурную одежду и страшноватые маски-грим, выполненные с большим искусством. Это было очень стильно и смотрелось классно. А Флейшер снимает вроде бы криминальный боевик, но при этом - злодей с карикатурной маской. Это, простите, ни в дупло, ни в марсианскую армию, вот что я вам скажу!

Ну и также Флейшер, подражая другому мастеру использования технических приемов без внятной цели, периодически пихает в кадр какие-то эффекты вроде этой зажигалки, вспышек выстрелов или уже доставшего слоу-мо, и это очень сильно раздражает, потому что ты понимаешь, что режиссер не ставит картину, а развлекается, как ребенок, который из кубиков с буквами пытается составить фразу "за мир во всем мире, гы-гы-гы", несмотря на то что там присутствует всего несколько букв: "ж", "о", "п" и "а". 

В результате, ребята, фильма нет. Ну нет здесь фильма, как ни крути. Есть набор каких-то клише, есть старательно задекорированные сорок девятые, которые никак не выглядят сорок девятыми, а смотрятся старательной, дорогой, но достаточно беспомощной постановкой сорок девятых. И есть персонажи, мотивация которых находится на уровне любительских спектаклей, но, так как там задействованы реально классные актеры, они еще пытаются из этого что-то вытягивать. 

Об актерах. Я не знаю, как и зачем актеры такого уровня согласились играть в подобной постановке. Впрочем, тут надо учитывать, что очень часто на этапе сценария актеры совершенно не понимают, что именно собирается снимать режиссер. В сценарии может быть крепкий криминальный боевик, а на выходе - вот так, как здесь. 

И тут наблюдается странный диссонанс. Потому что, когда ты смотришь этот фильм, нутром быстро понимаешь, что картина - барахло. Потому что это не картина. Это какая-то дурацкая мешанина, сделанная режиссером, вообще не понимающим, что он снимает и зачем. Но тут есть классные актеры, которые играют действительно здорово: в рамках дурацкого сценария и даже выходя за эти рамки. 

Шон Пенн шикарно смотрится в роли Микки Коэна. Совершенно инфернальный злодей, имеющий, однако, свои своеобразные принципы. Грим, с одной стороны, смотрится очень эффектно, но если бы такой злодей был, например, в "Городе грехов" - не было бы никаких вопросов. А в обстановке нуарного детектива мы понимаем, что Флейшер просто спутал жанры: он забыл, что снимает не фильм про зомби, а вроде как "историю, поставленную по реальным событиям", как написано в начальных титрах. 

Небольшое отступление по поводу "реальных событий". Я не знаю, на черта они в Голливуде любят лепить наклеечку "поставлено по реальным событиям", когда из реальных событий там разве что имя одного из персонажей и род его занятий. Вообще, этот период довольно подробно описан в книге и фильме "Секреты Лос-Анджелеса", где Микки Коэн также фигурирует в качестве одного из персонажей. 

В действительности, конечно, Микки Коэн не был эдаким супермафиозо, подмявшим под себя весь Лос-Анджелес, где, заметим, в те времена очень конкретно действовал знаменитый Синдикат, то есть Мафия. Организация, созданная Джонни Торрио, в которой состояли крупные боссы того времени: Лаки Лучано, Мейер Лански, Бенджамен "Багси" Сигельбаум и прочие прекрасные джентльмены. 

Микки Коэн (кстати, его мать была эмигранткой из Киева) родился в Лос-Анджелесе. Всякими незаконными операциями он начал заниматься с раннего детства. Подростком занялся боксом и уехал в Нью-Йорк. Затем поселился в Чикаго, где занимался бутлегерством и играл в азартные игры. Там его арестовывали по делу об убийстве, но вскоре отпустили, а потом Коэн сильно проигрался в карты и сбежал в Кливленд, где работал на Мейера Лански и Багси. Они же его потом взяли под свое крыло в Лос-Анджелесе. 

В ЛА Коэн продолжал работать на Синдикат, участвовал в строительстве Лас-Вегаса вместе с Багси, занимался наркотиками и азартными играми. Судя по всему, ухитрился очень много кому перейти дорогу, потому что покушений на его жизнь было немало, после чего Коэн превратил свой дом в неприступную крепость и купил бронированный автомобиль, способный выдержать взрыв бомбы и автоматную очередь. 

В 1950-х сенатская комиссия расследовала его делишки и Коэна приговорили к четырем годам отсидки за уклонение от уплаты налогов. (Самая популярная на тот момент статья, по которой засадили очень многих мафиози.) Он отсидел, вышел, но через некоторое время его снова осудили и посадили в "Алькатрас", где другой заключенный пытался его убить обрезком трубы. Выпустили его в 1972 году, скончался он в 1976 году. 

В общем, ничего такого грандиозного, обычный мафиози средней руки тех времен. Кстати, персонаж с этим именем появляется не только в "Секретах Лос-Анджелеса", но и в "Багси", где его играет Харви Кайтел. 

А вот по поводу отряда О'Мары в исторических хрониках никаких упоминаний я не нашел - видимо, это просто выдумка автора повести. По сюжету же это больше похоже на отряд Неприкасамых и Аль Капоне, нежели на отряд, боровшийся с Коэном. И с чего они боролись именно с Коэном, а не, например, с Лучано или Лански, которые были намного круче? 

Ну и вот как раз явная непродуманность мотивации самого О'Мары и членов его отряда привела к тому, что классным актерам приходится пускать в ход все свое мастерство, чтобы их персонажи выглядели хотя бы не смешными.

Тяжелее всего приходится Бролину. Сценарно О'Мара выписан настолько схематично, что Бролину стоит огромных трудов сделать из него не картонного дурилку. Сравните его, например, с федеральным агентом Нельсоном Ван Альденом из "Подпольной империи". Ван Альден - фанатик и при этом слегка психопат. Он понимает, что сражается с людьми, которые на много порядков сильнее него, но он все-таки им противостоит. 

С О'Марой мотивация на две копейки: я был на войне, а этот Коэн уже достал, еврейская рожа. По фильму четко понятно, что Джон  очень серьезно рискует жизнью беременной жены, что он ввязывается в конкретное дерьмо, но он тут - как Дик Трэйси: а вот мне нравится это дело, да и вообще, если не я - то кто!

Нет, к Бролину претензий нет, он из этого персонажа выжал абсолютно все, что можно, но с этим сценарием никто не смог бы сделать больше. 

Гослингу достался еще более невнятный персонаж. Тоже бывший фронтовик (летчик), он вообще не напрягается, а просто живет в свое удовольствие. Этот Коэн ему - до фонаря, равно как и разборки О'Мары. Почему он пошел на самоубийственную связь с красоткой Грэйс - непонятно, но, может, потому что ему тоже пофиг. Не пофиг ему становится, когда головорезы Коэна случайно убили парнишку, с которым дружил персонаж Гослинга. И вот тут он достал пистолет и готов сворачивать горы. 

Но Гослинг - он все-таки монстр (в хорошем смысле). Даже тут умудрился сыграть просто великолепно. Но он актер такой: ухитряется одним взглядом и одним универсальным движением брови изображать серьезные эмоции и выстраивать интереснейшие характеры буквально на пустом месте. 

Эмма Стоун не смогла вырваться из оков характера "подружка злодея, в которую влюбился простой паренек". Но там и режиссер со сценаристом не дали ей ни единого шанса - штамповка просто редкостная. 

Джованни Рибизи, как обычно, сыграл отлично, хотя и его персонаж был предельно предсказуем в жанре штампа "яйцеголовый паренек, способный отключить любую сигнализацию". Но тут уж актер такой: из любой роли сделает конфетку. 

Флейшер, конечно, не удержался и даже в этот фильм умудрился напихать несколько предельно неуместных хохм из серии "Зомбилэнда". Но если там это смотрелось вполне в стиле фильма, то здесь безмерно удивляло. Ну ладно еще хорошая шутка со стрельбой по консервной банке - ладно, даже создала некоторый оживляж. Ну ладно - комедийный момент с бампером, который хотя и не клеится, но все-таки смешной. Но когда очередному провинившемуся подручному Коэна здоровенной дрелью выносят мозг (такое ощущение, что Флейшер в эти хохмы еще не наигрался), а потом в кадре показывается что-то похожее на мозги, которые О'Мара жарит на решетке для барбекю, мне сразу приходит в голову мысль, что Флейшер обучался режиссерском мастерству у братков Фарелли - это как раз в их фирменном стиле. 

Что в результате? В результате мы получили невероятно странное кино, где совершенно бестолково смешиваются различные стили, используются всякие клише и штампы, где постановка хромает на обе ноги сразу и цельного фильма не видно ни на грамм, но зато тут играют реально хорошие актеры и они эту совершенно беспомощную режиссуру вытягивают просто на своем горбу. Я даже не пожалел, что посмотрел эту фигню, - только из-за того, чтобы полюбоваться мастерством актеров. А вот постановщика больше и за версту нельзя подпускать к подобным фильмам. Пускай снимает про зомби - вот это он умеет. Но кто ему сказал, что он может снимать гангстерские боевики? 

P. S. Ну и на десерт - фото реального Микки Коэна. 

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 2
Сценарий 3
Кратко о фильме:
дурацкое кинцо с хорошими актерами
Нужно ли смотреть:
нет