Остров Бергмана / Bergman Island
29.09.2022 18703   Комментарии (9)
7,0
Рейтинг IMDB: 6,7
Рейтинг Экслера: 7,0
Неторопливо, психологично и созерцательно. И мы получили две истории вместо одной.
Отзыв кота Бублика

Однако в таком месте видения, воображение и вымысел начинают неизменно вновь и вновь вторгаться в привычную реальность, стирая грань между здравым смыслом и фантазиями. Смогут ли главные герои сохранить самих себя и рассудок в этом таинственном месте зрителям и предстоит узнать, посмотрев это кино.
Часть анонса фильма от сайта Megacritic, где анонсы явно пишут под грибами

Актеры играют не выдающимся образом, но это не совсем актерское кино, потому общего впечатления это не портит.
Илья

Муж и жена Тони (Тим Рот) и Крис (Вики Крипс) - американские кинематографисты. Тони - известный постановщик, Крис, которая младше мужа на двадцать три года, режиссер начинающий. Они оба находятся на стадии написания сценариев к своим будущим фильмам, и Тони предложил жене в поисках вдохновения отправиться на шведский остров Форё: там когда-то жил и работал один из самых величайших режиссеров авторского кино Ингмар Бергман. 

После смерти режиссера остров превратили в эдакий большой аттракцион для поклонников его творчества: там можно пожить в домах, в которых были поставлены некоторые картины Бергмана, посетить его могилу на кладбище, побывать в доме-музее или принять участие в "Бергман-сафари": экскурсантов на автобусе будут возить по острову и показывать различные места, так или иначе связанные с режиссером. 

Крис также является поклонницей творчества Бергмана, хотя она очень мало знает о его реальной жизни, и ей понравилась идея поселиться в доме, где классик снимал "Сцены из супружеской жизни", и поработать там над сценарием. 

Подумано - сделано. Они сняли этот дом, приехали на остров, определили для каждого место для работы, чтобы друг другу не мешать, ну и попутно стали ходить смотреть бергмановские фильмы, которые показывают в просмотровом кинотеатре самого режиссера, посещать какие-то памятные места, ну и заодно пытаются понять, что у них самих происходит в отношениях, которые далеко не безоблачные. 

У Тони работа над сценарием идет довольно споро, и уже близка к завершению. Крис какое-то время мучается от отсутствия каких-либо идей, но затем начинает работу над историей мелодрамы о трудностях во взаимоотношениях - это история юной девушки Эми (Миа Васиковска), которая приезжает на шведский остров на свадьбу своих друзей, и там встречает свою первую любовь Джозефа (Андерс Даниельсен Лье).

***

Для французской женщины-режиссера Мии Хансен-Лёв этот проект является очень личным - впрочем, как и многие другие её фильмы. В интервью она рассказывала, что давно хотела снять фильм о режиссерской паре, которая приезжает в какое-то особое место, чтобы написать сценарии новых фильмов. И Мия, как большая поклонница творчества Бергмана, думала, что остров Форё, на котором она сама ни разу не бывала, это то самое подходящее место. 

А потом она сама побывала на этом острове, жила в этом доме, где снимались "Сцены из супружеской жизни", побывала на "Неделе Бергмана" и съездила на "Сафари Бергмана". После этого она точно поняла, что будет снимать этот фильм именно здесь, на Форё. И она говорила, что главную героиню фильма - а Крис именно главная героиня картины - писала именно с себя. 

В интервью Миа этого не говорила, но она сама много лет была в отношениях с известным французским режиссером Оливье Ассайасом, который на двадцать шесть лет старше нее, и тоже родила от него дочь, как и Крис в фильме, так что понятно, что пара Тони-Крис явно вдохновлена её реальной историей. Впрочем, понятно, что не нужно путать автора с её лирическими героями, но тем не менее. 

На роль Тони Миа, как она говорила, изначально планировала британского актёра Тима Рота (он, кстати, на самом деле по фамилии - Смит, а немецко-еврейскую фамилию "Рот" взял его отец-журналист, которому приходилось часто ездить по странам, где не любили англичан). Она с ним давно знакома, она считает Тима очень сложной и многогранной личностью, и она была уверена в том, что именно он сможет показать Тони так, каким она этого персонажа видит. 

Вики Крипс - актрису из Люксембурга, которая наполовину немка и половину своей жизни живет в Германии - Миа заметила по фильму "Призрачная нить" Пола Томаса Андерсона, где Вики сыграла одну из главных ролей, и Миа решила, что обязательно должна поработать с этой актрисой. 

Впрочем, есть и данные о том, что первоначально главные роли здесь должны были сыграть Грета Гервиг и Джон Туртуро (это было бы интересно), но они по разным причинам из проекта выбыли, причем Джона Туртуро должны были заменить на Оуэна Уилсона (непонятное для меня решение). Но тот отказался, потому что до съемок оставалось только несколько недель после чего Миа пригласила сыграть эти роли Рота и Крипс. А вот актриса Миа Васиковска на роль Эми планировалась изначально, и она ее в итоге и сыграла. 

Первая половина картины - это такое неторопливое повествование о творческой паре с определенными проблемами во взаимоотношениях, которые живут на красивейшем острове, осененном гением одного из главных режиссеров XX века, и пытаются вдохновляться этим местом. 

Режиссер, как это часто делал сам Бергман, исследует психологию их отношений, и пытается понять, как это все может развиваться, есть ли у этой пары будущее, а также то, что у них в итоге получится из работы над сценариями. 

А отношения эти - действительно очень интересные. Тони - заметно старше, и намного более известный. В отношениях с женой он выступает эдаким ментором, наставником, при этом данным статусом никак не злоупотребляет. Крис ему не завидует, ее не раздражает его успех, но ей самой нужно как-то выйти из тени именитого мужа, и она прикладывает все свои силы для того, чтобы это сделать.   

Несколько неожиданным для зрителей было то, что когда Крис начинает рассказывать Тони об идеях для своего сценария, к чему он относится не то чтобы высокомерно, но, скажем так, слегка иронично (у Крис получается эдакая явная мелодрама, а Тони специализируется скорее на психологических эротических триллерах, на что в фильме намекается), и вдруг зрителям начинают действительно показывать эту историю, написанную Крис. 

Молодая девушка Эми приезжает на свадьбу, где снова встречается с любовью своей жизни - они были любовниками в ранней юности, потом разошлись, потом через некоторое время снова сошлись, затем опять разошлись как бы навсегда - и тут они снова встречаются, причем Джозеф находится буквально в шаге от нового брака. Но тут очарование острова, на котором они находятся, свадьба и атмосфера праздника, чувства вспыхивают вновь, однако Эми прекрасно понимает, что эти отношения совершенно точно не имеют будущего, но она не в силах этому противиться, а кроме того, ей нужно решить одну очень серьезную проблему: она на свадьбу привезла белое платье, а белые платья на свадьбах запрещены, потому что белое - платье невесты!

И это на самом деле очень хорошо сделано, потому что мы действительно, как сказал кот Бублик в эпиграфе, получили две истории вместе одной, причем обе истории - вполне заслуживающие внимания. 

История Тони и Крис - она не то чтобы бергмановская, однако вполне достойна того, чтобы произойти на острове мэтра. Это рассказано и показано тонко, элегантно, и здесь выдержан очень четкий и разумный баланс между психологией отношений, показом красот острова (места и правда - поразительно красивы, и это продемонстрировано с большим мастерством), завязкой некоей интриги и тем, что в действительности никакие бурные эмоции здесь не демонстрируются, а все сделано на эдаких полутонах, что я очень люблю, особенно когда это поставлено и сыграно с большим мастерством. 

А здесь это именно поставлено и сыграно с большим мастерством. Тим Рот очень четко играет роль эдакого ментора, признанного мастера, который всё видит, всё понимает, но он не считает себя вправе как-то вмешиваться в развитие ситуации, тем более что ничего такого особенного тут и не происходит. Ну да, у Крис есть какие-то психологические проблемы с их взаимоотношениями, она ищет себя, она совершает какие-то поступки, которые не нравятся Тони, однако он никак не выказывает своего недовольства, потому что хорошо понимает, что невозможно реально что-то сделать с тем, как развиваются события. Всё должно происходить именно так, как происходит, и именно в этом состоит истинная мудрость - конечно, в данном случае. 

Вики Крипс мне тут очень понравилась. Она и в "Призрачной нити" была хороша, хотя это, пожалуй, был первый фильм моего любимого режиссера, который вызвал большие вопросы к сценарию. Причем Вики там играла в паре с Дэниэлом Дэй-Льюисом, которого я считаю одним из самых ярких актёров современности, и она на его фоне никак не потерялась. 

Здесь она - просто очень хороша. Несколько нескладная, угловатая, вспыхивающая румянцем на щеках, когда она нервничает, при этом обаятельная, живая, поразительно естественная, и одновременно хорошо видно, что она тоже - творческая личность, которая на что-то способна. Ну да, ее "Белое платье" (тот самый сценарий, о котором она рассказывает Тони) - это, конечно, никакой не Бергман, а скорее просто мелодрама для стримингового сервиса, но, должен признаться, мелодрама очень даже неплохая, уж на что я не большой любитель этого жанра.

Само "Белое платье" - фильм в фильме - это тоже хорошо сделано. Вроде бы простенькая история (временами она чем-то даже напомнила "Четыре свадьбы и похороны", и я понял, что этот чудесный фильм пора уже пересмотреть), однако симпатичная, настроенческая, и тоже хорошо поставленная и сыгранная. Без особых ярких эмоций, на полутонах, но именно в них - вся прелесть этого сюжета. 

Миа Васиковска - классная, понравилась. Раньше я ее видел в "Алисе в стране чудес"  и в "Двойнике", но там она мне не особенно понравилась, а здесь она играет главную героиню истории из второй половины картины, и она с этим справилась отлично: искренняя, эмоциональная, натуральная и очень органичная. 

Норвежского актера Андерса Даниельсена Лье я недавно видел в хорошем скандинавском фильме "Худший человек на свете", где он сыграл заметную второстепенную роль. Там он был неплох, а в этом фильме понравился заметно больше: интересный персонаж, по-северному сдержанный, однако у него внутри явно бурлят серьезные эмоции. И ему приходится принимать очень серьезное решение, причем он сам толком не знает, что в результате выберет.

Хорошее кино. Вроде ничего особенного, однако смотрится хорошо, оставляет приятное послевкусие, здесь интересно наблюдать как за парой на острове, так за парой из "Белого платья", ну и виды Форё - черт, да надо туда уже съездить, в конце концов!

Не буду рекомендовать, не все любят такие фильмы, но мне прямо-таки понравилось. 

P.S. Можно ли смотреть тем, кто понятия не имеет, кто такой Ингмар Бергман и не видел ни одного его фильма? Да запросто! Конечно, определенную роль в этой истории понимание того, кто такой Бергман и что он снял - играет, но совершенно точно никак не главенствующую. Так что спокойно можно смотреть и тем, что не в курсе. Это не о Бергмане и его фильмах. И не для поклонников Бергмана. 


Режиссер Миа Хансен-Лёв. 

Официальный трейлер. 

© 1998–2022 Alex Exler
29.09.2022
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4+
Сценарий 4
Кратко о фильме:
хорошее кино
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 9

Чем-то мне структурно "Большую секунду" напомнило.
30.09.22 12:54
0 0

Ну, в смысле нежной и трогательной романтики о том, что сбылось, что не сбылось, и что никогда не могло сбыться, равных корейским фильмам и сериалам просто нет.
"На твоей свадьбе", "Мужчина и женщина", "Наше лето", "Двадцать пять, двадцать один" - это так, крохотный
кусочек из пары сотен названий.
www.hancinema.net
www.hancinema.net
www.hancinema.net
www.hancinema.net
29.09.22 13:02
0 1

Грустно смотреть, как актеры из любимых фильмов (я про Тима Рота) на склоне лет оседают в фильмах "непонятной категории". "Талантливого Племянника Копполы" тоже жалко. Да, он не Дей-Льюис и не Дастин Хофман, но такого грустного финала точно не заслужил. И Рея Лиотту. Писали, что в конце давали ему роли "просто из жалости". И Кьюсака жалко. Он всегда говорил, что играл во всяком отстое типа Воздушной Тюрьмы и 2012, чтобы была возможность проявить таланты в авторских фильмах. Но когда пришла старость, оказалось, что этот "отстой" и был вершиной карьеры, а "авторские фильмы" нужны только их авторам.
29.09.22 12:41
5 2

Что за фигня?! Это обычная жизнь, так все и происходит у всех. Люди развиваются, у них бывает пик, потом все сходит на нет. Думаете у них в жизни больше ничего нет кроме работы? Надеюсь у них есть много чего. Друзья, внуки, вилла с бассейном. А то что им даже в старости перепадают роли, это отлично!
06.10.22 02:08
0 0

Алекс, рецензия на "Предложение" будет?
29.09.22 10:49
0 0

"Миа Васиковска - классная, понравилась. Раньше я ее видел во всяких эпизодических ролях, а здесь она - главная героиня половины картины." - Вообще-то говоря у вас есть рецензии на "Двойника" и 2 части "Алисы" с Дэппом, где у нее самые что ни на есть главные роли.
Есть классный фильм Джармуша "Выживут только любовники", там она сестра Тильды Суинтон и так еще сука. А еще есть покойный Джон Хёрт в роли Кристофера Марло
и Хиддлстоун. Шикарное кино, попробуйте
29.09.22 10:03
0 2

Ага, поправил, спасибо. По поводу "Выживут только любовники" - собирался смотреть, да, надо будет сподобиться.
29.09.22 10:24
0 0

All right, everybody be cool, this is a robbery!

Само вырвалось, сорри.
29.09.22 09:38
1 5

Неудивительно 😄
29.09.22 10:24
0 1