Папа, сдохни / Papa, sdokhni
12.03.2020 33993   Комментарии (27)
7,0

Рейтинг Кинопоиск: 6,6
Рейтинг Экслера: 7,0
Бюджет: $1 млн, 
Милые, хотя и несколько кровавые семейные разборки.
Отзыв кота Бублика

 Вот такие смыслы и названия с умыслом, добавляя "едкую каплю типоюмора" , отвратительно влияют на неокрепшие умы. Комедия??? Тут издевательство с самого названия на ролью Отца!
Отец

Это просто экранизированное дерьмо!!! Автор фильма болен и опасен для окружающих своей ненавистью к людям и он им мстит этим фильмом. Жанр - дерьмо за ваши деньги!!! Не советую лезть в дерьмо за поиском смысла жизни. Его здесь нет! Полная деградация и ненависть к каждому из нас. Искать что либо здесь безумно. Жаль времени и невозможности плюнуть этому режиссеру в рожу. Умник, решивший поучить нас правилам жизни. Жаль!
Зритель

Матвей (Александр Кузнецов) крутит любовь с девушкой Олей (Евгения Крегжде). Матвей - решительный, слегка отмороженный, туповатый, боевитый. Оле как раз именно это и нужно, потому что она просит Матвея убить ее папу - ну, типа папа с ней то ли инцест сотворил, то ли инсект - ну, в общем, сделал что-то нехорошее.

А папа Оли Андрей Геннадьевич (Виталий Хаев) - крутой мент-волчара. Следак. И шансов у Матвея завалить папу банальным молотком очень и очень мало. И тут в ход много чего пойдет: от телевизора, различных бытовых предметов и электродрели до двустволки и табельного оружия.

При этом все участники этой истории - а там еще добавятся мама Оли Таша (Елена Шевченко), которая зря не уехала на дачу, сама Оля и старый друг и сослуживец Андрея Евгенич (Михаил Горевой) - поймут для себя что-то важное, хотя и не все смогут это пережить.

***

Режиссер Кирилл Соколов - дебютант, это его первая полнометражная картина. До нее он снял только три короткометражки, одна из которых, "Сизиф счастлив", на фестивале "Киноликбез" в 2013 году получила приз как лучшая короткометражная комедия. Я эту короткометражку, кстати, смотрел, понравилась: она про российскую бытовуху и ментов, очень лихая и нахальная - я такое люблю. Ее можно посмотреть - она есть в Youtube на странице самого Кирилла (милицейский капитан там - роскошный, просто пять баллов, да и папа тоже очень хорош).  

Сценарий полнометражного фильма писал сам Кирилл Соколов, он его показал продюсеру "Страны ОЗ" Софико Кикнавелидзе, ей сценарий понравился, и проект завертелся.

Кстати, Соколов в интервью рассказывал, что при создании сценария в роли гнусного папы он изначально видел Виталия Хаева (Хаев блестяще сыграл капитана милиции в фильме "Изображая жертву", также он еще сыграл начальника городской ментовки в "Орлеане" и опять-таки милиционера в чудесном фильме "Европа-Азия") и очень обрадовался тому, что Хаев согласился сыграть этого персонажа. 

Картину показали летом 2018 года на фестивале "Окно в Европу", она там заняла первое место в голосовании кинокритиков и выиграла главный приз конкурса как лучший игровой фильм.  

Ну, восторги критиков и призы - это не всегда показатель качества картины (на том же фестивале кошмарная "Бабушка легкого поведения" в программе "Выборгский счет" обогнала такие прекрасные фильмы, как "Аритмия" и "Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов"), однако в данном случае я критиков понимаю и с ними согласен: этот фильм - действительно явление в российском кинематографе и он показывает, что у нас появился новый достаточно самобытный режиссер. 

"Папа, сдохни" по кровавому задору, нахальству и даже некоторой безбашенности короткометражу "Сизиф счастлив" заметно обгоняет. Да, конечно, уши Квентина Тониевича Тарантино тут торчат со всех сторон, но, во-первых, режиссер этого никак и не скрывает (в одном эпизоде звучит композиция из саундтрека "Убить Билла"), во-вторых, когда подражают талантливо - это как раз хорошо, а в-третьих, Соколов всю эту тарантиновщину переносит на родные российские реалии, олицетворением которых является папа-мент, чьи непростые взаимоотношения с близкими и коллегами по работе должны каждого из нас заставить задуматься: нужно ли стрелять из двустволки по дивану, если в нем спрятана сумка с деньгами?

Также видно, что Соколов явно вдохновлялся стилистикой некоторых брутальных южнокорейских картин, где уровень кровавости и натуралистичности совершенно не такой, как в американском кино. Собственно, Соколов в интервью и сам упоминал Пак Чхан Ука, создателя "Олд боя"

Впрочем, в кровавости некоторых сцен в "Папа, сдохни" отчетливо видна некоторая мультяшность - уж больно тут все фонтанируют от какого-то укуса: нам как-то намекают, что это гипербола. Да и выживаемость одного из персонажей - она тоже слегка издевательская (я про эпизод "Остановка сердца четырнадцать минут"), причем это опять-таки никак не скрывается. 

Сама история, с одной стороны, похожа на короткометражку: парень приходит мстить отцу девушки, мстя его будет страшна, но папаша - тот еще лось, поэтому неизвестно, кто кого. Но при этом там на самом деле закручивается довольно хитрая интрига, которую будут раскручивать очень постепенно, к тому же перемежая ее флешбэками (Тарантино флешбэки тоже очень любит), где показываются предшествующие события, и все начинает складываться в цельную картину.

При этом режиссер очень активно использует различные эффектные визуальные приемы, благодаря чему вся эта круговерть смотрится довольно живенько. 

Хаев в роли папы-мента невероятно хорош. Мощный, напористый, умеет убедить, особенно когда у него в руке ручная дрель. Тиранит не смеющую ему возразить жену, ему наплевать на дочку, да и со старым другом у него как-то неудобно получилось, честное слово. Персонаж, несмотря на явную гиперболу происходящего, достаточно жизненный, но у Хаева все подобные персонажи выглядят очень жизненными. 

Александр Кузнецов в роли Матвея мне не сильно понравился, но он в этом фильме скорее был грушей для битья и подушечкой для всяких электрических и прочих инструментов, поэтому с актерской точки зрения ему было себя проявить трудно: знай себе лежи в отключке или обильно крови́. 

Вот Евгения Крегжде, Оля, очень понравилась. (Кстати, она на десять лет старше Александра Кузнецова. Ей тридцать семь лет, а играет она двадцатипятилетнюю женщину, и, в общем, я даже и не думал, что она в действительности заметно старше.) У нее здесь один небольшой эпизод в начале и заметный эпизод в конце. Здорово сыграла, надо будет с ней еще что-нибудь посмотреть. 

Елена Шевченко (ах, какая она классная в "Дне выборов") отлично изобразила затюканную мужем Ташу, Михаил Горевой убедительно страдал в роли сослуживца и старого другана папы - Евгенича.

Диалоги в картине очень неплохие (особенно хороши выступления папы), динамики хватает, боевые схватки убедительные (за стол - отдельное спасибо), музыкальное сопровождение подобрано хорошо, а кроме того, здесь есть четкая мораль, которая говорит о том, что старшему поколению нужно более чутко относиться к чаяниям и надеждам молодого поколения, ну и о том, что уж если ты пришел валить такого бычару, то бери с собой хотя бы дробовик, а не какой-то дурацкий молоток. 

Режиссеру - четверка с плюсом за юность, задор и определенную бескомпромиссность, да и как дебют - это просто здорово!

Понятное дело, эта картина понравится далеко не всем зрителям, о чем свидетельствует множество негативных отзывов, например, на "Мегакритике". А мне эта картина чем-то напомнила отличный "Кровавый четверг", где персонажи тоже решали свои семейные проблемы, но там, правда, в роли электродрели выступила болгарка.   

© 1998–2020 Alex Exler
12.03.2020
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4+
Сценарий 4
Кратко о фильме:
кроваво и задорно
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 27

Зря Соколов в большой формат полез! Ужать эти вот все по 30 секунд падающие капли в 30-минутную 4-ю короткометражку, не хуже Сизифа получилось бы. А так - скушно...
14.03.20 20:05
2 2

Пятница, 13-е. То, что и требовалось. Смотрю! 😄
13.03.20 09:25
0 0

Попытался посмотреть. Первые 15 минут выдержал, дальше заснул.
12.03.20 23:48
4 0

Неожиданно классное кино, с безупречным чувством ритма, смотрится на одном дыхании. Редкий в отечественном кинематографе образчик качественного жанрового фильма, вполне самобытный, даже актуальный и при этом снятый настолько универсальным и доступным киноязыком, что без труда может быть понят и востребован на международном кинорынке (чем не наш ответ "Паразитам"?). Всем бы так дебютировать в "большом кино", а то примерно 9 из 10 отечественных режиссёров-дебютантов претендуют сразу как минимум на лавры Тарковского, снимая неоправданно претенциозное и оттого особенно убогое "фестивальное" кино. Здесь же мы видим чистый олдскульный гран-гиньоль, разумеется аппелирующий к Тарантино, Коэнам, МакДоне и даже "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова, вплоть до образа одного из главных героев. Но лично мне видится прежде всего аналогия со столь же ярким дебютом "в замкнутом пространстве" Джеймса Вана - "Пила. Игра на выживание". Неизбежно вспоминается и недавний "Витька Чеснок", своим ненавязчивым и будто скрытым остросоциальным подтекстом, внятной жанровостью, стремлением молодых режиссёров облечь сюжет в понятные и близкие большинству зрителей формы. Режиссёр, что не может не радовать, не боится крови и "взрослого рейтинга" и очень странно, что "Кинопоиск" определил жанр просто как "комедию", ведь триллера здесь куда больше. Такое кино по определению не способно собирать полные залы, но неизбежно становится культовым со временем и кто знает, вдруг на наших глазах родился второй Балабанов. Кстати, в прошлом году наш кинематограф "разродился" ещё одним довольно удачным дебютом в жанре чёрной комедии - "Мёртвым повезло". Повезло, на самом деле, не мёртвым, а зрителям - побольше бы таких фильмов...
12.03.20 18:05
1 3

Что-то Экслер частенько стал позитивно отзываться о современных русских слабеньких поделках в кино. Напоминает рецензии на КГ. Сначала всех размазывали, потом стали даже новым убогим Кавказским пленницам и Приключениям Шурика пллюсики ставить.
12.03.20 16:50
20 0

Что-то Экслер частенько стал позитивно отзываться о современных русских слабеньких поделках в кино.
Я думаю, что купили его наконец-то. Долго держался, но все-таки не устоял.
12.03.20 20:35
0 10

Похоже, что у Хаева уже устойчивое амплуа гадкого папы, в "Как я стал русским" он тоже неплохо справился с ролью.
12.03.20 12:33
0 0

Но фильм редкостная дрянь.
12.03.20 17:01
0 1

Напомню, если кто то ценит Терри Пратчетта, что сегодня день его памяти. Хороший повод посмотреть экранизации его произведений. Или почитать книжку. Книги у него очень жизненные. 😄
12.03.20 12:04
0 1

Книги у него очень жизненные. 😄
А уж в оригинале..
12.03.20 12:10
0 2

Хороший повод посмотреть экранизации его произведений
А вот кадр сериала, из свежайшего, по "Стража!" 😄
12.03.20 13:36
0 1

Поскольку в кириллических шрифтах капитель практически отсутствует, надо было как-то выходить из положения. К сожалению, русская шрифтовая система крайне неразвита по сравнению с латиницей.
12.03.20 23:51
0 0

А что, уже вышел?
12.03.20 23:52
0 0

Camel1000.

Я дико извиняюсь, но.
Вы не в курсе. Десятки и сотни юникодов подерживают Капитель и прочее.

Если верстальщики титров не могут использовать их из соображений совместимости с тысячами вариантов устройств воспроизведения, то тут нельзя винить никого.

В книжных изданиях сложнее, там надо было чтобы переводчик объяснил редактору, а после редакторских правок вновь вспомнили, что там капитель. При этом, кроме переводчика - и то сомневаюсь - кто видел типографский согласованный вариант
13.03.20 23:37
0 0

Я дико извиняюсь тоже,но речь здесь не про поддержку в программном коде шрифта. Речь о том, что в кириллических шрифтах нет традиции отрисовки капители. Равно как и нет
традиций ее использования в наборе. Компьютеры здесь вообще ни при чем.
14.03.20 01:06
0 0

За что я люблю рецензии у Алекса? За то, что это не комментарии на, допустим, рутреккере.
По прочтении я делаю выбор из трёх вариантов:
- это надо посмотреть;
- это можно попробовать посмотреть;
- это не моё.
Притом, что в отношении некоторых фильмов мои вкусы со вкусами Алекса порой расходятся диаметрaльно. Но всё равно очень удобно 😄 Thanks!
12.03.20 11:39
0 7

Там есть Виктория Александровна?! Тогда о чём базар, простите, речь - обязательно надо смотреть!
12.03.20 10:00
0 2

Да, Вика тут тоже хорошая 😄
12.03.20 10:18
0 2

Вообще да, пока смотришь есть ощущение, что вдохновлялись Тарантино, а местами возможно и Гаем Ричи. Но слабовато, не дотягивает, отдельные эпизоды просто блеск, а в целом довольно невнятно. Больше напоминает короткометражку, растянутую до полного метра.
12.03.20 09:44
0 2

У меня схожие впечатления от картины, местами классно, а в общем и целом как-то слабовато...
12.03.20 09:52
0 0

Фильм для российского кинематографа очень даже ничего. Этакий трэш в хорошем смысле этого слова.
12.03.20 09:31
0 3

и опять-таки милиционера в чудесном фильме "Восток-Запад"
"Восток-Запад"? Точно? 😄

А ещё он был ГБшником в "О чём ещё говорят мужчины" (мужем тётки-стервы), полковником-подлецом в "Благословите женщину"... Хаев вообще нормальных людей играет, или только упырей в погонах?
12.03.20 09:29
0 0

"Восток-Запад"? Точно?
Конечно, "Европа-Азия". Спасибо, исправил.

Хаев вообще нормальных людей играет, или только упырей в погонах?
Да у него типаж такой - упырей в погонах играть. Ну так и хорошо 😄

В "Докторе Рихтере" (адаптация "Хауса") совершенно противоположный типаж - тюфячистый друг Рихтера. Сериал, конечно, так себе, но Серебряков с Хаевым, да и Михалкова там хороши.
12.03.20 10:11
0 1

Докторе Рихтере
хорошая адаптация.
12.03.20 10:32
0 0

В сериале "Переводчик" он совершенно другой.

В сериале "Каменская" серия "Седьмая жертва" он вообще сыграл гибрид из Ганнибала Лектора и Джона Доу- и отлично сыграл.