Престиж / The Prestige
Рейтинг читателей: 4,6
Бюджет: $40 млн,  Сборы по миру:  $104 млн

Каждый фокус состоит из трех частей или действий. Первая часть называется "наживка". Фокусник показывает вам самый обычный предмет. Возможно, даже просит убедиться в том, что он реальный. Второе действие называется "превращение". Фокусник берет этот самый обычный предмет и делает с ним что-то необычное. В этот момент вы начинаете искать разгадку, но не находите. Третья, самая сложная, часть номера называется "престиж". Когда предмет должен вернуться...

В юности Альфред Борден (Кристиан Бэйл) и Роберт Анджье (Хью Джекман) дружили, несмотря на некоторую разницу в происхождении: Борден был из низов, а Анджье, наоборот, мог похвастаться голубыми кровями, хотя предпочитал этого не делать - его семья не одобряла увлечений Роберта. Обоих молодых людей объединяла любовь к фокусам. Они работали у одного известного престидижитатора и мечтали когда-нибудь стать знаменитейшими фокусниками. Роберт был женат на Джулии (Пайпер Перабо), которая участвовала в представлениях.

В один несчастный день, в результате преступной самодеятельности Альфреда, Джулия погибла во время фокуса с освобождением из стеклянной бочки с водой. После этого пути Анджье и Бордена, разумеется, разошлись - каждый из них стал делать собственное шоу с фокусами. Роберт по сравнению с Альфредом значительно более артистичен и умеет хорошо подать даже самый обычный фокус, зато Борден удивляет публику совершенно новыми трюками.

Роберт не простил Альфреду гибели жены и стал искать способы отомстить бывшему другу. Однажды ему это удалось, после чего Альфред, в свою очередь, стал изыскивать способы насолить Роберту.

И это соперничество преследовало их обоих всю жизнь. Каждый из них пытался выведать секреты другого, каждый из них постоянно думал, как бы отравить другому существование. Роберт даже не остановился перед тем, чтобы отправить к Альфреду свою любовницу-ассистентку Оливию (Скарлетт Йоханссон), которая должна узнать, каким образом Бордену удается сделать свой знаменитейший фокус с мгновенным перемещением. Пожилой инженер-механик Каттер (Майкл Кейн), помогающий Роберту ставить фокусы, утверждал, что Альфред использует двойника. Но Роберт считал, что там все не так просто. И он был готов отдать что угодно, чтобы узнать секрет.

В результате и Роберт, и Альфред, и окружающие их люди будут вовлечены в очень сложную интригу, в результате чего некоторым из них придется расплатиться собственной жизнью.

***

Фильм "Престиж" поставлен по одноименному роману Кристофера Приста. Киносценарий писал сам Кристофер Нолан со своим братом Джонатаном, который был сценаристом фильма "Помни" (Memento). Киносценарий по сравнению с книгой изменен весьма значительно, однако Прист, судя по всему, изменения одобрил, потому что он, будучи фанатом нолановских фильмов Memento и Following, сам настаивал на кандидатуре Нолана, несмотря на то что "Престижем" также активно интересовался Сэм Мендес ("Красота по-американски", "Проклятый путь"). По сравнению с фильмом в книге значительно меньше наворотов, там просто речь идет о соревновании двух фокусников, один из которых владеет некоей тайной. В фильме же тайн, сценарных завихрений и эффектных развязок на порядок больше.

Мне очень понравилось, как сделано это кино. Нолан всегда был режиссером очень ярким, разносторонним и оригинальным, и в "Престиже" эти его качества раскрылись по полной программе. Несмотря на то что фильм идет более двух часов, захватывает он от начала и до конца. Напряжение, как и в "Помни", не отпускает ни на минуту: противостояние между фокусниками становится все драматичнее и драматичнее, а уж когда им на помощь приходит сам великий Тесла, маг и волшебник электричества, тогда начинается просто какая-то фантасмагория.

Актерские работы великолепны! Кристиан Бэйл и Майкл Кейн работали с Ноланом в его предыдущем фильме "Бэтмен: начало", а парочка Хью Джекман - Скарлетт Йоханссон, казалось, перекочевала к Нолану прямо из фильма Вуди Аллена "Сенсация". Джекман с блеском играет английского аристократа, увлекшегося фокусами настолько, что он отказался от всех привилегий, доставшихся ему по наследству. Роберт одержим буквально шекспировскими страстями: он одновременно ненавидит Альфреда, испытывает по отношению к нему жуткое любопытство и при этом понимает, что между ними есть глубокое внутреннее родство - фанатичная любовь к фокусам. Персонаж Джекмана весьма ярок, однако несколько однообразен.

С Борденом-Бэйлом - все намного сложнее и глубже. Бэйл играет совсем не эффектного, не сильно артистичного и даже угрюмого персонажа, который постепенно раскрывается под влиянием своего успеха и в конце концов становится совсем другим. В Бордене есть какая-то загадка, разгадать которую не получится практически до самого конца фильма, и Бэйл сыграл эту загадку просто замечательно.

Старина Майкл Кейн хорош везде и всегда, но это не означает, что его персонаж Каттер не заслуживает добрых слов, - конечно, заслуживает. Мудрый, ироничный ментор, сподвижник Роберта, в конце концов пришедший в ужас от того, что Роберт делает. Именно Каттер объясняет зрителям, что означают термины "наживка", "превращение" и "престиж", и я не знаю, в чьих устах это бы прозвучало более эффектно.

Совершенно поразил Дэвид Боуи, который сыграл непостижимого и загадочного Никола Теслу. Сыграл именно непостижимо и загадочно. Обычно, когда известные исполнители появляются в каких-то эпизодических ролях, ничего хорошего из этого не выходит - это не актеры, а музыканты в эпизодических ролях. (Исключения вроде блистательного Тома Уэйтса только подтверждают правило.) Но Боуи - по-моему, впервые - здесь показал, что он не только певец, но и весьма неплохой актер - Тесла получился просто отличный.

Напряжение в картине растет от начала к финалу так же, как растет напряжение электрического поля в непостижимых машинах Теслы. Каждый из персонажей все больше запутывается в липкой паутине взаимной ненависти и соперничества, но остановиться ни один из них не может - двоим им на этой планете слишком тесно. Следить за этим противостоянием невероятно интересно, и единственное, чего я боялся, так это традиционного сопливого голливудского финала. Однако и тут Нолан не подвел - финал если и вызывает определенные вопросы, однако традиционным опостылевшим голливудским хеппи-эндом я бы его никак не назвал.

Я с большим удовольствием посмотрел этот фильм. Давно уже не видел настолько качественно поставленной и настолько захватывающей картины.

P. S. Упоминаемый в фильме китайский фокусник Чун Лин Су имел своего реального прототипа - это был американец Уильям Элсфорд Робинсон, который выдавал себя за китайца, чтобы подогреть интерес публики. Робинсон также делал вид, что вообще не говорит по-английски, и раскрыл свой секрет только тогда, когда во время исполнения трюка с ловлей пули произошел несчастный случай и Робинсон был подстрелен.

P. P. S. Перед просмотром фильма постарайтесь не читать рецензии. Уж и не знаю, с чем это связано, но как минимум три рецензента (среди которых один - вполне вменяемый) почему-то влепили в свои заметки жирный спойлер, раскрывать который ни в коем случае не следует, чтобы не испортить впечатление от фильма.

***





Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 5
Сценарий 4+
Кратко о фильме:
захватывающе
Нужно ли смотреть:
да
Комментарии 11
>>Совершенно поразил Дэвид Боуи, который сыграл непостижимого и загадочного Никола Теслу. Сыграл именно непостижимо и загадочно. Обычно, когда известные исполнители появляются в каких-то эпизодических ролях, ничего хорошего из этого не выходит - это не актеры, а музыканты в эпизодических ролях. (Исключения вроде блистательного Тома Уэйтса только подтверждают правило.) Но Боуи - по-моему, впервые - здесь показал, что он не только певец, но и весьма неплохой актер - Тесла получился просто отличный.



Вы же сами себе противоречите!

То пишите, что он поразил!

То, что он неплохой.

То. что персонал получился отличный!

Я же считаю ,что Боуи сыграл Теслу изумительнейшим образом! Жаль, что никаких наград за это не получил. Хотя он и номинации на Оскар за это заслуживал. Нет, меня не смущает, что роль была маленькая и за меньшие роли академики номинировали!
23.09.14 01:53
0
Придумал сценарий, зацените:

"Очень бедная Африканская страна. Люди умирают от голода. Вся правящая элита собралась во дворце и изо всех сил думают, как выйти из кризиса. Думают долго (примерно на 1час фильма, за это время приводятся разные нелепые фантазии, показываются трагические случаи из жизни каждого члена заседания) И вот самый главный говорит: все это фигня. Я придумал - мы сделаем ксерокс, который ксерит все насвете: золото, бриллианты, тачки, жвачки и пр. Потом он срочно вызывает единственного в стране иммигранта - старого химика Зильбермана и дает задание изобрести такой ксерокс. Зильберман: "Но я же химик, это не по моей части!" Главный: "Ты не понял! Прежде всего ты Зиль-бер-ман!!!"

Зильберман поднатужился и изобрел-таки чудо-ксерокс. И потом они взяли в счет гос.долга у России золотой слиток и отксерили его в размере золотого запаса США и России вместе взятых. И тут раскрывается главная интрига фильма, оказывается Зильберман - это родной брат Главного (Сэмюэл. Л. Джексон), просто его в роддоме подменили. (и тут у зрителя пропадают все удивления по поводу того, что Зильберман - негр (Морган Фриман по моему замыслу)) Финальная сцена: все счастливы, дети накормлены, в стране появился Макдональдс"

Вот думаю перевести на английский и отправить Нолану. Ему наверняка понравится. (Ну там нужно еще доработать - придумать роль под Лео ДиКаприо и Джекмена куда-нить засунуть, но это мелочи.)
15.03.11 14:25
0
Боуи вобще начинал актером, а потом уже стал певцом. Ну и как уже отмечено, он периодически снимался в полне себе приличных фильмах.
25.11.10 01:20
0
Боуи Всегда был отличный актер. Вспомните "Лабиринт"(1986) или "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс (1983)
J@m
21.01.10 22:00
0
Признаюсь, я не слишком привередливый зритель. Ко многим фильмам даже не слишком высокого качества могу отнестись снисходительно. Но если уж увидел что-то действительно хорошее...

Фильм мне очень понравился. Если пытаться написать больше, рискую повторить все вышеизложенное.

Не узнал в гриме старину Дэвида. Для меня он всегда был великим музыкантом, но, как оказалось, он еще и неплохой актер. Молодец!
08.06.09 02:30
0
Шикарный фильм
12.12.07 11:23
0
Согласен во многом с предыдущими ораторами. Фильм в целом хороший, но сценарий возмущает. Ощущение, что дописывали и переделывали уже в процессе. Слишком много непонятных поворотов и изворотов, которые плавно превращают детектив в мыльную оперу. Другая проблема - Джекман и Бейл больше похожи на двух старых друзей, которые изображают страшную вражду на публике. По отдельности играют хорошо, а ансамбль не получился. С Иллюзионистом сравнивать смысла нет, т.к. это два разных фильма с одной основой. Оба сняты хорошо и оба не без проблем, особенно в сценарной части.

Твердая четверка. Было бы 4+, если бы не извращения со сценарными интригами. :)

Боуи действительно впечатлил. Первая серьезная роль после Лабиринта.
16.08.07 01:50
0
Просьба – тем, кто не смотрел, но собирается не читать во избежание раскрытия сюжета.

Так уж получилось, что два этих фильма вышли почти одновременно, а посмотрел я их недавно.
Начал с "Иллюзиониста" – и фильм очень понравился. Конечно, в идеале обойтись без фантастических трюков, но остальное – здорово. Интересная интрига, хорошо поставлена и сыграна.

Затем посмотрел "Престиж" – блин, при таком неплохом подходе и хороших актёрах столько надуманностей. Ну, начнём с гибели жены Роберта – по сюжету Каттер рассказывал, что замок люка аквариума фокусник открывает размещенной внутри задвижкой. Руки женщины были связанные не за спиной, а спереди, и никакой сложности открыть люк не было – максимум – запорола бы фокус, но жизнь то дороже. Вдобавок – замок люка (а он выглядел хлипковато) снаружи могли бы открыть или сбить топором остальные участники и вытянуть её наружу, а не молотить по стеклу, теряя время и рискуя, что её разрубят осколки и торчащие остатки стекла. Да и сама погибшая видимо здоровьем не отличалась. Не успев захлебнуться, она тут же погибла, тогда как смерть здорового человека от утопления из-за недостатка в организме кислорода наступает в течение 2 - 3 минут, главное не медлить.
А вот интеллектом Роберт не вышел. С машиной Теслы он мог бы либо забить на фокусы, и использовать машину по куда более прибыльному назначению (драгоценности дуплицировать), либо вместе с полученным идеальным двойником показывать "перемещение человека" в любом ином варианте, при этом не опасаясь за свою жизнь – всегда есть страховка.
Что же касается интриг - одна перестала быть интригой, когда Роберт увидел кучу цилиндров, а другая - когда инженер уж больно трепетно обнял дочь Альфреда - а точнее свою.
Ну и музыка хиловата. В "Иллюзионисте" получше.
Так что откровенно говоря – не зацепило.
24.05.07 17:46
0
Фильм очень интересный. На мой взгляд, он намного интереснее иллюзиониста. Сильно завёрнутый сюжет не напрягает. Зритель практически весь фильм в напряжении и догадках. Смотреть советую всем =)
23.05.07 19:03
0
Фильм немного разочаровал, особенно после Memento и еще особенно после такого положительного отзыва Экслера, которому я привык доверять.

Если фильм представить в виде фокуса, ага, то этот фокус будет выглядеть примерно так:

Сначала фокусник на секундочку показывает всем небрежный рисунок слона ("вы внимательно смготрите?"). Потом на сцену вытаскивают что-то огромное, накрытое покрывалом и фокусник начинает открывать этот что-то по чуть-чуть. Сперва он открывает с одной стороны и вы видите слоновью ногу. Разум подсказывает вам, что под покрывалом - слон, но не может же все быть так просто! Фокусник приоткрывает покрывало с другой стороны и вы видите хобот. Теперь вы уверены, что там не может быть просто слон! Там наверняка в середине кашалот или это слоны-сиамские близнецы или еще что-то очень необычное. Вы следите с открытым ртом и вот... фокусник сдергивает покрывало и вы видите.. обыкновенного слона. Вашему разочарованию нет предела.

Нолан умудрился "слить" одну из двух главных интриг фильма слишком быстро. Метод перемещения Анджье, а равно и то, кто, как и зачем совершил убийство, становится понятно, если не после первой, то уж совершенно точно - после второй "неудачной" демонстрации машины. То есть становится понятно абсолютно все, но Нолан как будто этого не замечает, продолжает чего-то темнить. Зритель переносит внимание на вторую интригу - метод перемещения Бордена. И тут его тоже ждет разочарование.

Я был уже практически уверен, что в конце Анджье спасет Бордена отем же способом от висилицы - такие мысли как раз возникают, если все интриги "слиты", открытые тайны безвкусны, а до конца фильма еще пятнадцать минут.

В остальном все хорошо - актеры, зрелищность. Энди Серкис, кстати, очень прикольный вышел. Но вот за сценарий и режиссуру - расстрелять. Так бесславно слить неплохую задумку! Как все равно в начале детектива в стиле Агаты Кристи слишком четко показать преступника в профиль, так что все его узнают при свете дня через пять минут после начала.
15.05.07 21:03
0
Да, фильм держит во все нарастающем напряжении, и смотреть его однозначно стоит. Но вот финал -- по-моему не то что "вызывает определенные вопросы", а получился просто пшиком, даже обидно. Вот в "Таинственном лесе" ответ был простым, но настоящим. А здесь...

В результате фильм смотреть интересно, а послевкусие от него скорее неприятное.

Интересно, это у Приста так же? Я у него "Престиж" не читал, а только "Опрокинутый мир" и "Машина пространства", но увидевши его имя в титрах сразу подумалось "а, так это по нему... ну тогда понятно".
11.05.07 09:46
0