Прощальный квартет / A Late Quartet
21.03.2019
Драма, США, 2012, 105 мин.
7,5
Рейтинг IMDB: 7,1
Рейтинг Кинопоиск: 7,0
Рейтинг Экслера: 7,5
Прислали из города классического музыканта. Оказался пьющим человеком.
Отзыв кота Бублика

Классический струнный квартет, вот уже двадцать пять лет успешно гастролирующий по всему миру. Первая скрипка и руководитель квартета - Дэниэл Лернер (Марк Иванир). Человек достаточно жесткий и требовательный. Вторая скрипка - Роберт Гелбарт (Филип Сеймур Хоффман). Рыхлый толстячок, человек незлобливый и несколько слабохарактерный. Его жена Джульет (Кэтрин Кинер) в квартете играет на альте. Ну и виолончель - Питер Митчелл (Кристофер Уокен): он значительно старше остальной троицы. 

Квартету предстоят очередные гастроли, они собираются для репетиции, но там что-то идет не так - Питер испытывает какие-то трудности с игрой на виолончели. На следующий день Питер обращается к врачу и получает страшную новость: судя по симптомам, у него развивается болезнь Паркинсона. Некоторое время он еще сможет играть, но это продлится недолго. Питер рассказывает о страшном диагнозе остальным членам квартета и говорит, что в новом сезоне отыграет только первый концерт, после чего покинет ансамбль, а им нужно срочно найти нового виолончелиста или виолончелистку. 

Случившееся запускает целый ряд неприятных событий. Роберт неожиданно заявляет, что он не хочет больше быть второй скрипкой и что они с Дэниэлом должны периодически меняться ролями. Дэниэла это приводит в бешенство, так как резко меняет устоявшийся ход вещей. Жена Роберта Джульет, которая понимает, что Роберт просто не в состоянии быть первой скрипкой и руководить ансамблем, пытается его от этого отговорить, их отношения - и так-то небезоблачные - сильно портятся, и Роберт начинает совершать всякие глупости. 

А тут еще и дочка Роберта и Джульет Александра (Имоджен Путс), с которой Дэниэл занимается скрипкой, влюбляется в своего преподавателя, и тут уже становится непонятно, смогут ли они вообще сохранить свой квартет. 

***

Не слишком известный камерный фильм 2012 года, который поставил израильский режиссер Ярон Зильберман по своему сценарию, причем в его послужном списке числятся только какой-то никому не известный фильм 2004 года и данная картина. Судя по всему, финансировали этот проект израильтяне.

Я этот фильм в свое время пропустил, мне его несколько человек посоветовали, я посмотрел на состав актеров - и понял, что обязательно буду смотреть, потому что Филип Сеймур Хоффман и Кристофер Уокен у меня любимые актеры, да и Кэтрин Кинер также очень уважаю, она отличная актриса. 

Кроме того, тема для меня более или менее близкая. Я и сам в оркестре играл и волею судеб пару лет наблюдал за взаимоотношениями внутри классического струнного трио: скрипка, альт, виолончель. Так что мне было интересно, как этот мир будет показан в фильме. 

Картина, сразу скажу, хорошая, очень понравилась. Она действительно совсем камерная, но при этом смотрится интересно. 

Здесь отличный сценарий (его писал сам режиссер). Перед членами ансамбля и их близкими возникают самые разнообразные жизненные проблемы. И они должны чем-то жертвовать, принимать какие-то трудные решения. Вовремя уйти, как Питер, пережить кризис в семье, как Роберт и Джульет, найти взаимопонимание с дочерью, как Джульет и Александра, отказаться от любви, как Дэниэл. 

Актерские работы - прекрасные. Кристофер Уокен и его Питер - прям комок в горле: просто, никакой театральщины, без какого-либо надрыва, но цепляет буквально до слез. Кристофер - великий актер. Он и в комедиях замечательно играет, но при этом одновременно - блестящий драматичный актер. 

Филип Сеймур Хоффман, царствие ему небесное, также сыграл отлично, как всегда. Его актерский диапазон, как и у Уокена, чрезвычайно широк, и Хоффман блестяще изображал как лузера-алкоголика, так и инфернального злодея или спецслужбиста. Здесь его Роберт - человек, который ради семьи отказался от многих музыкальных амбиций, а в конце концов понял, что жена его просто не любит. Оттуда и его странные притязания на первую скрипку - это нечто вроде кризиса среднего возраста, чтобы доказать что-то и себе самому, и жене.

Кэтрин Киннер составила Хоффману отличную экранную пару: у нее персонажи всегда получаются жизненные и естественные. 

Понравился Марк Иванир в роли Дэниэла. У этого актера вообще интересная история. Он родился в СССР, в Киеве, в 1968 году. В 1972 году его семья эмигрировала в Израиль. Во время службы в израильской армии Марк участвовал в различных секретных операциях, и его опыт позже был использован в фильме Роберта Де Ниро "Ложное искушение". После окончания службы в армии Марк не стал принимать приглашение работать в израильской секретной службе, а прозанимался два года в цирковой школе, после чего некоторое время работал в парижском цирке. Уйдя оттуда, Марк поступил в высшую актерскую школу Израиля, а потом основал театральную труппу "Театр Гешер", в которой состояли выходцы из бывшего СССР. 

В 1993 году Марк получил роль в "Списке Шиндлера", после чего снялся в Штатах почти в сотне фильмов и сериалов, где в основном играл небольшие роли то русских шпионов, то израильских продюсеров, то немецких циркачей - ну типаж у него такой. 

Здесь я его первый раз увидел в одной из главных ролей, и, надо сказать, эта роль очень понравилась. Персонаж яркий, харизматичный, интересный, и его Дэниэл ничуть не терялся на фоне работ остальных актеров. 

Имоджен Путс в роли Александры - хороша. Вроде просто милая девушка, а есть и характер, и драма - все это было показано очень достойно. 

Постановочно все сделано здорово. Речь идет о классической музыке, и с ней в фильме хорошо гармонируют антураж и интерьеры. Они не то чтобы богатые, а именно классически красивые, приятно было посмотреть. 

Ну и спасибо за Центральный парк зимой. Вот есть что-то такое в Центральном парке Нью-Йорка, что он в куче фильмов является фактически самостоятельным персонажем.  

Отличный фильм, рад, что его посмотрел, и рекомендую посмотреть тем, кто любит фильмы подобного стиля: о жизни, о хитросплетениях судеб, о решениях, которые в этой жизни приходится принимать. 

© 1998–2019 Alex Exler
21.03.2019
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
отличная камерная драма
Нужно ли смотреть:
да
Комментарии 23

Пожалуй, я водки выпью. Мой фильм.
25.03.19 00:51
0 1

Это то что нужно, именно на такие фильмы хочется видеть рецензии. Не знал о нем, но уже по началу описания понимаю что надо качать!
24.03.19 14:17
0 0

Божественная картина, спасибо большое, Алекс.
23.03.19 00:56
0 0

Фильм супер ! Я его пересматривал даже пару раз.
Алекс а вы "Печальную балладу для трубы" планируете к просмотру ?
22.03.19 15:09
0 1

Марк Иванир со скрипкой? Вот имени его вообще не знал, но лицо запоминающееся. Обычно с автоматом или какой-нибудь тяжелой штуковиной в руке, которой он молотит главного героя.
22.03.19 08:07
0 0

Алекс, если все оценки по 5-балльной шкале пятёрки, то почему рейтинг Эслера 7.5 всего?
22.03.19 07:21
0 0

Спасибо, обязательно посмотрю. Все жду рецензию на фильм "Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль». Дикая черная шизуха, 2:20 на одном дыхании.
21.03.19 18:07
1 1

Фильм очень хорош. Но дикой шизухой я бы его не назвал.

Встречал где-то мнение, что начало затянуто. Мне же, наоборот, первая часть, где герои подъезжают, вселяются, знакомятся, общаются, доставила истинное наслаждение. Так бы и смотрел и слушал.
22.03.19 09:21
0 0

Как по мне, крайне посредственный фильм. Я последние минут 30 все-таки не досмотрел. Некое такое подражание Тарантино, но очень слабое, с режиссерской точки зрения прежде всего, и затянутое, актерская игра тоже никакая.
24.03.19 15:28
0 0

А я сначала подумал что Алекс посмотрел "Громкую связь" и попрощался с "Квартетом И" ))
21.03.19 15:38
1 0

"спасибо за Центральный парк зимой. Вот есть что-то такое в Центральном парке Нью-Йорка, что он в куче фильмов является фактически самостоятельным персонажем"
... и даже на обложках музыкальных альбомов.
21.03.19 12:25
0 1

Точно :)
21.03.19 13:00
0 0

Кэтрин Киннер ..: у нее женские персонажи всегда получаются жизненные и естественные

звучит так, словно она время от времени играет мужские персонажи - только безжизненные и неестественные - я что-то о ней не знаю..?
21.03.19 12:09
1 1

Поправил, спасибо.
21.03.19 13:00
0 0

"чрезвычайно широк и Хофaман блестяще" - опечатка
21.03.19 11:20
0 0

Исправил, спасибо.
21.03.19 11:32
0 0

Отлично-очень-хорошо-отлично-прекрасно
Фильм, наверно, действительно хороший.
Но рецензия какая-то сегодня чересчур приторная.
Выбачайте, Алекс
21.03.19 10:36
1 4

Я понял. То есть вместо "отлично" надо писать "говно полное", тогда вам подойдет, правильно? Выбачаю, не вопрос.
21.03.19 11:09
6 1

Круто, вот как только снова обрету способность отличать проклятия Амана от благословений Мордехая, так и посмотрю. Спасибо.
21.03.19 10:24
2 1

Картина, сразу скажу, хорошая, очень понравилась. Она действительно очень камерная, но при этом смотрится очень интересно.
Здесь очень хороший сценарий...
---
Четыре "очень" подряд. Видимо, кино и правда очень.)
21.03.19 09:55
1 2

Ага, перебор. Спасибо, исправил.
21.03.19 10:25
0 0