Тюрьма 77 / Modelo 77
27.02.2023 35407   Комментарии (12)
Драма, Испания, 2022, 125 мин.
7,0
Рейтинг IMDB: 7,0
Рейтинг Экслера: 7,0
Еще один хороший фильм о борьбе за человеческое достоинство в тюрьме.
Отзыв кота Бублика

Испания, семидесятые года прошлого века. Диктатор Франко умер 20 ноября 1975 года, 22 ноября того же года его официальный преемник, король Испании Хуан Карлос I, возглавил Испанию и начал в стране демократические реформы. Однако до этого страна 36 лет жила под властью каудильо и пережила ужасную гражданскую войну, так что понятно, что для слома старой государственной системы и перехода к демократии требовались годы и годы. 

1976 год, Барселона. Двадцатипятилетний парень Мануэль (Мигель Эрран) работал бухгалтером в какой-то компании. По требованию владельца компании Мануэль взял из кассы для выплат сотрудникам сумму в 50 тысяч песет, однако после этого владелец компании и его сын, пользуясь случаем, обвинили бухгалтера в воровстве 900 тысяч песет, которые, судя по всему, сами и прикарманили, в результате чего Мануэль угодил в барселонскую тюрьму, где он должен был находиться до суда. 

Попав в предварительное заключение, Мануэль сразу же отказался плясать под дудку охранников, привыкших во времена Франко измываться над заключенными всевозможными способами, из-за чего его поместили в ужасные условия в тюремный карцер. 

После того как Мануэль оттуда вышел, он оказался в одной камере с забавным и болтливым мужичком по кличке Эль Негро (Хесус Карроса) и пятидесятилетним заключенным по имени Пино (Хавьер Гутьеррес), который провел в тюрьме больше времени, чем на воле. 

Пино давно находится в тюрьме, и он избрал для себя определенную философию существования в этом крайне неприятном месте. Он, как старейший заключенный, пользуется определенными поблажками, у него есть небольшой тюремный бизнес, позволяющий Пино доставать с воли то, что ему нужно, и он отсиживает свой срок, стараясь не ввязываться в неприятности, понимая, что идти против системы - себе дороже, так что лучше научиться с этим всем сосуществовать с максимально возможным для тюрьмы комфортом. 

Мануэль - молодой парень, совершенно неподготовленный для пребывания в заключении. Невеста от него отказалась, у него нет ближайших родственников, которые его бы навещали, и только сестра невесты, которой явно нравится красавчик Мануэль, иногда к нему приходит, но Мануэль сам просит ее не приходить - ему не нужны никакие подачки. И Мануэль не собирается прогибаться под существующую систему бесконечных унижений заключенных. 

Мануэль сначала сам продолжает бороться за свое человеческое достоинство и за свои права в этой тюрьме, а потом он выясняет, что в тюрьме есть так называемый Комитет, объединяющий самых разных заключенных в борьбе за то, чтобы смягчить бесчеловечные условия в этой тюрьме, и за амнистию для людей, которые не совершали никаких преступлений, но при этом режим Франко посадил их в тюрьму. 

И Мануэль примет деятельное участие в знаменитом тюремном восстании заключенных 1977 года, которое будет освещаться во всех испанских средствах массовой информации. 

***

Альберто Родригес - испанский режиссер, известный прежде всего как постановщик очень популярного в Испании сериала "Чума". Также он снял фильм "Человек с тысячью лиц" об одном мошеннике по имени Франсиско Паэса, сумевшего в свое время обмануть всю страну: я этот фильм смотрел, мне он понравился, но рецензию на него не писал, потому что фильм - уж больно специфически испанский. 

"Тюрьма 77" - новый фильм Альберто Родригеса, посвященного известному периоду в истории Испании и Каталонии, когда произошло восстание заключенных в барселонской тюрьме, которое действительно показывали по всей стране, и это было знаковое событие: в мрачные времена каудильо Франко в тюрьму могли отправлять любых "врагов режима", то есть политических противников тирана, также тюремное заключение грозило за однополые отношения (недаром после смерти Франко в Мадриде возникло движение освобождения "Мовида", одним из самых ярких представителей был замечательный режиссер Педро Альмадовар), за преподавание национальных языков, вроде каталанского или баскского (эускера) - в общем, посадить могли за что угодно. 

При этом люди находились в этих тюрьмах в совершенно бесчеловечных условиях, вертухаи там творили, что хотели, и это все даже с началом демократических реформ практически не изменилось. И даже создание того самого Комитета, к которому присоединились многие заключенные, и действия этого Комитета, только дали небольшой толчок реальной реформе пенитенциарной системы Испании, о чем, собственно, и рассказывается в данном фильме на примере судьбы молодого парня, попавшего в тюрьму практически ни за что, и судьбы  человека, который большую часть жизни провел во франкистских тюрьмах, мировоззрение которого начало меняться только под воздействием этого парня. 

Мануэля в этом фильме сыграл Мигель Эрран - красавчик-хакер Рио из сериала "Бумажный дом". Точнее, правильнее было бы сказать, что Мигель Эрран - тот самый Кристиан Барела из "Элиты" - сериала, который вышел в 2018 году, на следующий год после "Бумажного дома" (он, кстати, идет до сих пор). Потому что в Испании была забавная история с тем, что "Бумажный дом" первоначально прошел почти незамеченным, а стал суперизвестным только после того как сериал купил Netflix, где он стал одним из самых рейтинговых. А сериал "Элита" в Испании был с самого начала очень известным, и Мигеля Эррана в этой стране знали прежде всего именно по данному сериалу. 

Эрран очень достойно изобразил Мануэля - молодого парня, который пытается отстаивать свои права в таком страшном месте, как барселонская тюрьма 1976-1977-х годов, куда он попал практически ни за что: у него нет никакой поддержки снаружи, у него нет нормального адвоката, кроме назначенного, ему вообще не на что надеяться, но он тем не менее не сдается. 

Действительно хорошая роль: Мануэль там в тюрьме проходит самые различные стадии, где каждый раз ему приходилось делать нелегкий выбор, но он всегда действует очень последовательно и не идет на компромиссы. И Мигель Эрран в этой роли как раз смотрелся тем более интересно, что с его внешностью эдакой фотомодели (его сейчас активно задействуют в рекламе именно как фотомодель), он достаточно дико смотрелся в тюрьме, и он хорошо показал, как такой персонаж все-таки не сдается ни при каких обстоятельствах, и это смотрелось достоверно и реалистично. 

Его сокамерник Пино - второй главный герой картины. Он большую часть своей сознательной жизни провел за решеткой, он научился в этом всем существовать, и он старается не ввязываться в такие дела, которые угрожают его размеренному существованию в этой тюрьме, ибо только так там можно выжить и дожить до освобождения, но именно под воздействием Мануэля он решается на всякие радикальные шаги, и в этом он тоже идет до конца. 

Прямо-таки отличная роль, и я все думал - что же за актер играет Пино, ведь я его вроде как не знаю? И только когда я уже сел писать рецензию на этот фильм, то с невероятным удивлением выяснил, что Пино сыграл мой любимый испанский актер Хавьер Гуттьерес: но его там реально невозможно было узнать - он там в парике, с бородой и в очках, и для меня этот пазл из серии "что же за актер такой классный, о котором я раньше не знал?" сложился только тогда, когда я посмотрел на кастинг фильма и выяснил, кто в действительности сыграл этого персонажа. Ну, ничего удивительного: Гуттьерес - прекрасный актер, и это очередная отличная роль в его коллекции. 

Из остальных ролей мало кого можно упомянуть, разве что Фернандо Техеро, сыгравшего авторитета по кличке Эль Марбелья из зловещего шестого блока. Просто Техеро - он в Испании знаменит своей ролью в известнейшем сериале "Aquí no hay quien viva" (Здесь бы никто не жил), где он изображает совершенно другой типаж, а здесь - выглядящий очень опасным тюремный авторитет, который постепенно начинает сотрудничать с Комитетом.

Интересно то, что режиссер в этом фильме показал реальную историю - по крайней мере, в части того, как это все происходило в те годы, как заключенные боролись за амнистию и за улучшение условий содержания, и что из всего этого в итоге вышло.

Знаменитое восстание заключенных Родригес воссоздал практически с документальной точностью - недаром в конце фильма приводятся реальные кадры хроники, и по ним видно, что примерно так это все на самом деле и происходило.

И очень хорошо, что для постановщика было важно не сделать очередное кино из серии "побег из тюрьмы", а показать то, что творилось в испанских тюрьмах после смерти диктатора, и как сами заключенные боролись за свои права в практически безнадежных условиях.

Именно этим прежде всего интересен данный фильм. И тут совершенно без разницы, о какой стране идет речь, потому что проблема выживания в тюрьме существует в подавляющем большинстве стран. Очень мало где тюрьма служит средством исправления преступников - как, например, в Норвегии. Обычно тюрьма - средство наказания, и условия содержания во многих тюрьмах - совершенно бесчеловечные. А ведь нередко в тюрьмы попадают и совершенно невинные люди: в результате судебной ошибки, в результате намеренной подставы и так далее. 

И "Тюрьма 77" - повод задуматься: а если бы ты сам, не дай бог, попал бы в тюрьму? Как бы ты себя там повел? Сражался бы за свое человеческое достоинство, как Мануэль, или же попытался бы от всего отгородиться, как Пино? 

В общем, мне понравилось: хорошо поставлено и сыграно, да и действительно - это все снято по реальным событиям (с определенными, конечно же, допущениями). 

P.S. Этот фильм, конечно же, можно найти с русским многоголосым войсовером и русскими субтитрами, иначе бы я не писал на него рецензию


Официальный трейлер:

© 1998–2024 Alex Exler
27.02.2023
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4+
Сценарий 4
Кратко о фильме:
хорошо сделано
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 12

Рио таки сел 😄 в "Зону комфорта"
01.03.23 13:28
0 1

Рио...
01.03.23 22:27
0 0

АльмОдовар, не?
28.02.23 05:12
0 0

АльмодОвар, смотрите где ударение:
Pedro Almodóvar
03.03.23 08:20
0 0

А что, Modelo можно перевести как тюрьма? Пиво такое мексиканское есть.
28.02.23 01:23
0 1

Наверное, это значит образцовая тюрьма. Модель для остальных.
28.02.23 14:17
0 1

Снимали, судя по скриншотам, в настоящей тюрьме Modelo, её не так давно закрыли. Там прикольно, я ходил с фото-кружком на экскурсию (недолго пускали).
27.02.23 16:42
0 2

Сейчас опять пускают - только в эту субботу были там.
27.02.23 18:41
0 0

Очень интересно, спасибо.
27.02.23 18:36
0 0

раз уж речь и про тюрьму, и про Испанию одновременно, то не могу не посоветовать фильм "Камера 211"; Хавьера Гуттьереса там нет (в последнее время он мне стал попадаться чуть чаще, чем в каждом втором испанском фильме), зато ведущую роль играет не менее известный и харизматичный Луис Тосар
27.02.23 13:32
0 2

Плюсую, отличный фильм. Смотрел его в кинотеатре.
28.02.23 07:16
0 0

Ясно, спасибо. Луис Тосар - классный, да, я его знаю.
27.02.23 18:36
0 0