За канделябрами / Behind the Candelabra
7,0
Рейтинг IMDB: 7,0
Рейтинг читателей: 3,4
Рейтинг Экслера: 7,0

Америка, конец семидесятых. Молодой парень Скотт Торсон (Мэтт Дэймон) работает дрессировщиком животных. Торсон беден, не слишком амбициозен, и ему кажется, что он на всю жизнь останется в нищете. 

Однако в жизни Торсона все меняется, когда как-то раз продюсер Боб Блэк (Скотт Бакула) знакомит парня с известным пианистом и шоуменом Владзи Валентино Либераче (Майкл Дуглас). Либераче, который был геем, хотя это тщательно скрывал, при знакомстве явно запал на симпатичного парнишку. 

Торсон успешно вылечивает собачку Либераче от слепоты, после чего переселяется к пианисту, становится его ассистентом, ну и, разумеется, любовником.

Благодаря Либераче Торсон увидел совершенно другой мир - мир богатых людей, где носят немыслимой стоимости шмотки, пьют дорогущие напитки, носят драгоценности и оттягиваются по полной программе.

Вот оттянуться - это Либераче и любил, и умел. Казалось, не было такого удовольствия, которое он бы не попробовал. Ну и ко всем этим благам жизни, которые можно себе позволить за деньги, он приобщил Торсона: одежда, драгоценности, автомобили, развлечения и так далее. 

Либераче вроде прекрасно относится к Торсону - он даже пытается его усыновить, чтобы Скотт стал наследником его состояния. Однако через некоторое время становится понятно, что Либераче, как законченный нарцисс и эгоцентрист, в Торсоне видит молодого себя. И он даже заставляет парня сделать пластическую операцию, которая добавит сходства Скотту с молодым Либераче. 

Но по прошествии четырех лет отношения между ними начинают ухудшаться: Либераче заводит других любовников, Торсон подсаживается на наркотики, потом его просят покинуть особняк пианиста, после чего Скотт заводит скандальный судебный процесс. 

***

Это байопик, то есть фильм, поставленный по реальным событиям, имеющим место в жизни очень известного шоумена Либераче. Владзи Валентино Либераче в свое время начинал как классический пианист - ему покровительствовал сам Падеревский, и в возрасте двадцати лет Либераче солировал с Чикагским симфоническим оркестром. 

Однако довольно быстро Либераче понял, что карьера в классической музыке ему менее интересна, чем карьера на эстраде, после чего он стал эстрадным пианистом и шоуменом. Либераче выпустил кучу пластинок с эстрадной музыкой, много выступал на телевидении и давал много концертов, которые проходили с полными аншлагами. 

Он один из первых стал использовать метод прямого общения со зрителями во время своих выступлений, и у него это получалось настолько хорошо, что Либераче стал фактически самым высокооплачиваемым конферансье в истории шоу-бизнеса. 

Визитной карточкой Либераче во время его выступлений стали огромный рояль, сконструированный по его спецзаказу, и громадный канделябр, который всегда стоял на этом рояле. 

Либераче обожал дорогущие, тяжеленные и очень вычурные - на грани полнейшей пошлятины - наряды со всякими шубами и накидками. На пальцах обеих его рук всегда сверкали перстни со здоровенными драгоценными камнями: непонятно, как он с такими украшениями ухитрялся виртуозно играть на рояле. 

История взаимоотношений Либераче со Скоттом Торсоном действительно имела место на самом деле. После разрыва с Либераче Торсон пытался отсудить значительную часть его состояния, однако толком ничего не добился - он получил какие-то копейки, после чего ему пришлось вернуться к той жизни, с которой он, как ему казалось, покончил навсегда. 

Впрочем, из их отношений Торсон все-таки извлек определенную выгоду, написав вполне хорошо продаваемую книгу "За канделябрами: Моя жизнь с Либераче". Эту книгу прочитал Стивен Содерберг и загорелся сделать из данной истории фильм. Причем он начал над этим думать еще в 2000 году, во время съемок "Трафика". Именно тогда Содерберг предложил Майклу Дугласу сыграть стареющего педераста, и Майкл, чей традиционно мачистый образ с Либераче не вязался никак, подумал, что Содерберг просто прикалывается. 

Тем не менее Содерберг потом еще раз вернулся к данной мысли и дал Майклу почитать книгу Торсона. Дуглас, прочитав книгу, решил, что история вполне кинематографична, и дал свое согласие сыграть Либераче. 

На роль Торсона Содербрег пригласил Мэтта Дэймона - несмотря на то что реальный Торсон в описываемые в книге времена был на двадцать лет моложе, чем Дэймон. 

Однако финансирование для этой картины у крупных студий Содерберг не нашел - и это несмотря на то, что сам Содерберг в Голливуде является режиссером-тяжеловесом (Оскар за режиссуру "Трафика", создатель оскароносного "Эрин Брокович: красивая и решительная" и сверхуспешного "Одиннадцать друзей Оушена"), да и в кастинге были две безусловные звезды. Студии посчитали картину чересчур гейской даже для сверхтолерантной Америки. И это после ковбоев-гомосексуалистов!

Тогда Содерберг разозлился и сказал, что он все равно сделает данную картину - пусть даже в дешевом телевизионном формате и для выхода на DVD-BR. 

Именно так он ее и сделал: телевизионный формат, минимальный бюджет, отсутствие кинотеатрового проката как такового. Майкл Дуглас и Мэтт Дэймон, гонорары каждого из которых обычно исчисляются миллионами, здесь, судя по всему, работали то ли за еду, то ли из уважения к Содербергу, то ли в качестве вызова самим себе: оба они - самые что ни на есть натуралистые натуралы и достоверно сыграть геев им явно было очень непросто. 

Что в данном случае получилось у Содерберга, который всегда слыл режиссером-экспериментатором? 

У него получился фильм, в котором акценты в процессе просмотра потихоньку смещаются. Поначалу идет эдакий бурлеск, причем кажется, что Содерберг явно издевается над этим Либераче с его дико китчевыми костюмами и драгоценностями: этот Либераче со всей его успешностью и богатством выглядит просто кривляющимся манерным старым педрилой.

Однако дальше бурлеск вроде как перерастает в некую драму, где Торсон, который вроде как искренне принял правила игры Либераче и позволил пианисту сделать из себя красивую игрушку, в конце концов лишается всего, что ему дал Либераче. 

Никакой "красивой истории любви", как было написано в одном из отзывов, тут нет и в помине. Торсон променял свое убогое существование на блеск и мишуру любовника богатого пожилого гея (кто там вообще знает, был ли реальный Торсон геем или нет), потом, что вполне естественно, новая игрушка превратилась в старую и Либераче наскучила, Торсона оставили у разбитого корыта и он попытался засудить своего недавнего благодетеля. Однако Либераче-то был хотя и гомик, но совсем не дурак: у Торсона не осталось никаких доказательств совместного с Либераче владения каким-то имуществом, поэтому скандал-то он поднял до небес, но денег практически не получил. 

В семидесятые, кстати, еще было совсем немодно объявлять себя геем - даже в шоу-бизнесе. Вы спросите, а какие, собственно говоря, могли быть сомнения в ориентации Либераче, если посмотреть, во что и как он одевался и что вытворял на сцене? Так это, друзья мои, в те времена было не показателем. Я извиняюсь, у самого великого Элвиса костюмчики были - о-го-го с какими блестками, мишурой и так далее. Это при том, что уж Элвис-то был стопроцентным натуралом.     

И Либераче дурил публике голову заявлениями о том, что он, мол, до сих пор "не встретил свою единственную" и прочей чепухой. И еще в пятидесятых ухитрился засудить таблоид The Daily Mirror, где высказывались предположения о том, что известный пианист - голубой.

Так что скандал с судом по иску бывшего любовника Либераче случился изрядный, обе стороны хорошо прополоскали грязное белье друг друга. Вот они, красавцы, в эпоху полного единения и нежной любви.

Интересно ли было смотреть за взаимоотношениями двух мужских особей, каждый из которых как личность был не слишком привлекателен? Я скажу так. Тут вопрос в том, как это все снято и сыграно. Снято это Содербергом ярко и талантливо, а уж сыграно - так просто великолепно.

Мне кажется, что и Дуглас, и Дэймон эти роли действительно восприняли как вызов своему актерскому мастерству, потому что ни тот ни другой никогда не играли ничего подобного.

Дуглас, на мой взгляд, тут просто творит какие-то чудеса. Он очень точно изображает весьма своеобразную манеру разговора Либераче, его интонации, походку. Плюс, что меня сильно удивило, он также очень достоверно изображает игру Либераче на рояле. Обычно хорошо видно, когда актер, не умеющий играть на фортепьяно, только изображает игру. Но Дуглас к этой роли подошел очень серьезно: он, правда, отказался брать уроки пианиста-преподавателя, что ему советовал Содерберг, но Майкл вместо этого часами изучал ролики выступлений Либераче и смог воспроизвести его игру очень точно.

Вот, для сравнения, кусочек из концерта Либераче в Вегасе.

Некоторые зрители и критики обвиняют Содерберга и Дугласа в том, что они сильно утрировали манерность Либераче - мол, в фильме он выглядит законченным геем, хотя в реальности довольно долго пудрил голову публике.

Я с этим не соглашусь: после просмотра фильма я посмотрел кусочки концертов Либераче, его шоу и передач о нем на телевидении - на мой взгляд, никакого утрирования там нет, Дуглас создал образ, очень похожий на реального Либераче.

(Вот сам Либераче в шоу "Доброе утро Америка".)

А что этот образ не слишком привлекателен - ну так ни перед Содербергом, ни перед Дугласом не стояла задача сделать Либераче более привлекательным, чем он был на самом деле. Тем более что сейчас вообще довольно сложно понять, почему такой популярностью пользовался пианист-эстрадник, который собирал многотысячные залы - вплоть до ста десяти тысяч зрителей в Chicago's Soldiers Field.

Но это просто времена были другие: достаточно вспомнить, что каких-то 60-70 лет назад публика до фанатского визга увлекалась оперным пением.

Перед Мэттом Дэймоном стояла даже более сложная задача. Потому что Либераче Дугласа был ярок сам по себе - эдакий престарелый бразильский попугай, - а его персонаж был просто сладким мальчиком для постели, который все свои несколько лет с Либераче провел в тени его канделябра - собственно, поэтому свою книгу Торсон так и назвал.

И Дэймон своего Торсона сыграл просто блестяще, причем, судя по всему, экранный Торсон получился заметно более симпатичным, чем он был на самом деле.

Вот, кстати, реальный Торсон: жалуется на жизнь (на английском) - мол, сначала он был птичкой в золотой клетке, потом птичку пинком выставили, а от клетки с собой не дали ни кусочка.

Мне фильм понравился. И это при том, что тема гомосексуальных отношений меня не интересует никаким боком, а на некоторые откровенные (более или менее) сцены в фильмы было просто-таки неприятно смотреть. Но с точки зрения изучения кумира пятидесятых-семидесятых Либераче как такового и с точки зрения отображения эпохи семидесятых - вот тут в фильме все очень и очень в порядке.

Тут даже ТВ-формат не раздражает, а уж по работе художников, дизайнеров, декораторов и гримеров невозможно сказать, что это малобюджетный фильм - до того здорово тут сделана соответствующая эпоха. 

Ну и кроме того, на фоне обычного голливудского мейнстрима подобные, заметно выдающиеся из общего ряда картины смотрятся довольно свежо - несмотря на слегка провокационное и даже скандальное содержимое. 

Я этот фильм посмотрел с интересом. Конечно, до "Полного затмения" Агнешки Холланд, где рассказывалось о взаимоотношениях Поля Верлена и Артюра Рембо, данному фильму далеко, но в "За канделябрами" явно есть свой стиль и свои достоинства. Хотя, врать не буду, сами достоинства, к счастью, не показали, бог миловал. 

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 5
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
хорошо воссозданы семидесятые
Нужно ли смотреть:
решайте сами