Беззеркальная камера со сменной оптикой Olympus OM-D E-M1 - обзор
Беззеркальная камера со сменной оптикой Olympus OM-D E-M1 - обзор
Честно говоря, я очень ждал выхода модели Olympus OM-D E-M1. Потому что у меня была предыдущая модель Olympus OM-D E-M5 (мой обзор), и она мне очень и очень понравилась. И вообще, после знакомства с ней я стал считать, что это лучшая беззеркальная камера. (Понятно, что я тестировал далеко не все топовые беззеркалки, но самые популярные через мои руки точно проходили.)
Какие основные плюсы были у модели OM-D E-M5? Главный плюс, на мой взгляд, это встроенный в корпус пятиосевой стабилизатор, позвляющий снимать статичные сюжеты в условиях очень плохого освещения чуть ли не с секундной выдержкой (вот характерный пример) без смазывания. Вот мой репортаж из театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе - первая часть, вторая, третья. По этим фотографиям хорошо видно, какие возможности камера предоставляет.
Также встроенный стаб позволяет использовать объективы без стабилизатора, в результате чего они отличаются очень компактным размерами.
Вот так, например, камера выглядела с отличным широкоугольником-фиксом M.ZUIKO DIGITAL ED 12mm 1:2.0.
Ну и тогда очень порадовал универсальный китовый объектив M.ZUIKO DIGITAL ED 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ, который для кита показал очень даже хорошие результаты, совсем не из серии "а вот китовый объектив нужно немедленно выкинуть".
Что мне тогда не понравилось в модели E-M5? Очень быстро садящийся аккумулятор, слишком мелкие клавиши управления (плата за компактность), неудобный хват, неудобное экранное меню с настройками. Ну и еще высокая цена, однако на это я бы жаловаться не стал: хорошие камеры всегда стоят дорого, а цена на этот классный аппарат сильно завышенной мне не показалась - оно того стоило.
Через некоторое время разработчик выпустил продолжение этой линейки - модель Olympus OM-D E-M1, и эту камеру компания Olympus мне и предоставила для тестирования, за что ей большое спасибо.
Я эту камеру изучал пару месяцев в различных условиях, так что теперь готов поделиться своими впечатлениями.
Итак, системная камера Olympus OM-D E-M1: беззеркальная фотокамера со сменной оптикой.
Технические характеристики
Тип - компактная цифровая
камера со сменной оптикой (байонет Micro Four
Thirds)
Матрица - 4/3" МОП, 16,3 Мпикс, цветной
фильтр (RGB), 4:3 / 17,3 × 13,0 мм, полное
разрешение 18,8 Мпикс, кроп-фактор - 2
Процессор - TruePic VII
Формат снимков - JPEG, RAW 12 бит
Светочувствительность - ISO 200 - 25600
Выдержки - 60 - 1/8000 с, ручная - до 30
минут
Вспышка - комплектная, внешняя
Стабилизатор - встроенный,
оптический, пятиосевой, с перемещением
матрицы
Дисплей - 3,0" (3:2),
поворотный, 1 037 000 пикселов, сенсорный
Видоискатель - электронный, 2 360 000
пикселов, 100% поле зрения
Карта памяти - SD, SDHC, SDXC
Интерфейсы - microHDMI, комбинированный USB и видео, гнездо микрофона,
мини-джек 3,5 мм, порт аксессуаров, синхронизация с внешним
освещением
Беспроводное соединение - Wi-Fi, Bluetooth
Аккумулятор - съемный, литий-йонный
Габариты - 130,4 × 93,5 × 63,1 мм
Вес - 497 г (с аккумулятором, без
объектива)
Приблизительные цены по Москве - Body -
60 тыс. руб., Kit (объектив M.Zuiko Digital 12-40 мм) - 70
тыс. руб.
Что у нас тут по сравнению с предыдущей моделью? Появились беспроводные сети Wi-Fi и Bluetooth (очень даже полезная штука, особенно для блогеров), улучшенная система фокусировки, немного больше размер (против 121,0 × 89,6 × 41,9 мм у E-M5), немного больше вес (на 72 грамма), новая система автофокуса Dual Fast AF (а с фокусировкой и у E-M5 было все очень даже хорошо).
Ко мне приехал китовый вариант, где в комплект входит объектив M.ZUIKO DIGITAL ED 12-40mm 1:2.8.
В отличие от E-M5, которая выпускалась в серебристом и черном вариантах, эта модель выпускается только в черном варианте.
Комплект поставки
Упаковка.
Комплект поставки: камера, китовый объектив, чехол для объектива, зарядное устройство с кабелем, аккумулятор, бленда, наплечный ремень, кабель USB, руководство пользователя, диск с ПО.
Внешний вид и особенности
Фронтальная часть. Стиль дизайна корпуса по сравнению с E-M5 концептуально изменился не слишком сильно, но есть и принципиальные отличия.
Как и с предыдущей моделью, корпус сделан из магниевого сплава.
Задняя часть фотоаппарата.
Дисплей, как и раньше, поворачивается по вертикали: для съемок с нижней и верхней точек.
Снимки с нижней точки особенно актуальны в случаях, когда нужно что-то щелкнуть незаметно: повесил фотоаппарат снизу на ремне - и снимаешь. Впрочем, звук затвора тут слышен всегда (не сильно, но слышен), да и звуковой сигнал наведения на резкость не отключается, так что если вокруг не шумно - совсем не привлекать внимание к съемке явно не получится.
Вид сверху.
И тут важный момент - обратите внимание на выступ под хват правой рукой. Он достаточно большой и удобный, камера в руке лежит очень неплохо. Не супер, но намного лучше, чем у E-M5, где был малюсенький выступ впереди и небольшой выступ под большой палец сзади. Та камера в руке лежала скорее плохо. Здесь - совсем другое дело, держать E-M1 удобно.
Отсек на нижнем торце - для сменного аккумулятора.
Карта памяти вставляется в отдельный боковой отсек на правом торце и легко оттуда вытаскивается. (Тут я сразу вспоминаю некоторые модели Sony, у которых карту пальцами просто так вытащить практически невозможно.)
Порты располагаются под двумя резиновыми заглушками на левом торце. Чтобы эти заглушки открыть - нужно опустить вниз дисплей.
Камера с китовым объективом.
Ну и E-M1 рядом с зеркалкой Pentax K-5.
Кстати, камера, как и предыдущая модель, пыле- и влагозащищенная, нормально функционирует при низких температурах (до -10 градусов).
Управление
Управление в фотоаппарате - крайне важно, поэтому мы его рассматриваем отдельно.
На верхнем торце справа: кнопка спуска затвора, снабженная зубчатым колесом; второе зубчатое колесо без центральной кнопки; кнопка режимов съемки с кнопкой-фиксатором; функциональная кнопка 2 (на нее можно навесить различные действия); кнопка съемки видео, расположенная вполне удачно - случайно она не нажимается. На скошенном торце - функциональная кнопка Fn1.
Слева - переключатель включения. Кстати, тут так и не исправили положение дел с уходом в спящий режим. Когда рукоятка стоит в положении On и некоторое время камера не используется - она уходит в спящий режим, из которого ее легко разбудить нажатием кнопки "Спуск". Но спустя определенное количество минут камера отключается и включить ее обратно можно только переводом рычажка в Off, а потом снова в On. Это неудобно, у остальных производителей в режиме On камера в любом случае выводится из спящего режима нажатием кнопки спуска затвора. Я могу и сам перевести камеру в Off, если мне вдруг понадобится, так что не понятно, почему камера делает это за меня. Ну, то есть понятно, что типа как ради экономии электроэнергии, однако в спящем режиме камера почти ничего не потребляет.
В левой части есть еще две аппаратные кнопки: настройка режима HDR и работы затвора (одиночная съемка, серия, задержка по таймеру), настройка вида экспозамера и вида фокусировки. Это очень удобно.
Смотрим управление на правой части корпуса сзади. Сверху - кнопка фиксации экспозиции AEL и фиксации фокусировки AFL.
Ниже - кнопка Info, переключающая отображение данных на экране. Далее четырехпозиционный джойстик с центральной кнопкой "ОК" (джойстик по умолчанию перемещает "прицел" фокусировки), кнопки "Меню", "Просмотр" и "Корзина".
Слева сверху на задней части корпуса - кнопка включения-выключения режима LiveView.
Надо сказать, что, по сравнению с E-M5, у E-M1 заметно удобнее элементы управления: как по размеру (у E-M5 некоторые элементы были безобразно маленькие), так и по разнообразию настроек.
Ну и с нормальным выступом под хват, конечно, стало значительно удобнее держать камеру.
Пара слов о китовом объективе M.ZUIKO DIGITAL ED 12-40mm 1:2.8.
Он заметно отличается от китового объектива E-M5 M.ZUIKO DIGITAL ED 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ. Этот объектив меньше по размеру и имеет очень хорошую для зума светосилу в 2,8, причем на всем диапазоне фокусных расстояний: от 12 до 40 (у китового от E-M5 была светосила 3,5 на 12 мм и 6,3 на 50 мм).
Здесь для режима ручной наводки на резкость также нужно сдвинуть кольцо с насечками вниз. Зум здесь только механический, электрического привода для зума нет. (Ну, оно и ладно, не люблю электрические приводы, они слишком медленные.)
Также на объективе есть специальная кнопка блокировки фокуса L-Fn.
Работа фотокамеры
По умолчанию здесь включен режим LiveView: на экране кадр отображается так, как он должен получиться в результате съемки, то есть если есть какие-то ошибки в экспозиции, вы это сразу увидите - изображение на дисплее будет слишком темным или слишком светлым.
Информация на дисплее и видоискателе переключается кнопкой Info. Вид выводимой информации можно задать в настройках.
Режим без информации.
Минимальная информация: выдержка, диафрагма, компенсация экспозиции, уровень.
Полная информация.
Полная информация плюс гистограмма в реальном времени.
Если вывод изображения на дисплей отключить, то фотоаппарат будет работать в режиме зеркалки: то есть на экран выводится только информация о параметрах.
Вот это полный набор, причем если нажать кнопку "ОК", то можно перемещаться между параметрами и настраивать их.
Режим минимума информации: выдержка, диафрагма, компенсация, режим съемки и уровень.
Данные в режиме просмотра снятого кадра.
Полная информация в режиме просмотра снятого кадра.
Если в режиме съемки нажать на "ОК", то справа появляется столбец с параметрами, по которым можно перемещаться джойстиком, и эти параметры можно менять.
Вот, например, настройка ISO.
Если при съемке нажать на любую клавишу джойстика, то появляется сетка, по которой можно перемещать "прицел".
Зачем это сделано - не понятно в упор. Дисплей тут сенсорный, можно задать фокусировку по любой точке, в которую просто нужно ткнуть пальцем. Также эту настройку можно было бы повесить на любую функциональную клавишу, а по джойстику, как это сделано у всех остальных производителей, настраивать какие-то важные параметры. Ан нет, зачем-то перемещаем прицел. И если учесть, что на клавиши джойстика периодически неизбежно случайно нажимаешь, - все это очень и очень раздражает.
Впрочем, это установка по умолчанию, которую можно изменить в настройках и навесить на джойстик те параметры, которые нужны.
Настройка HDR и режима затвора по отдельной кнопке. Как видите, с HDR тут все очень даже богато: есть аж семь режимов съемки с различными шагами экспозиции и количеством кадров.
Вторая отдельная кнопка - настройка экспозамера и режима фокусировки.
Меню
Структура меню тут не изменилась, и надо сказать, что особой продуманностью оно как не отличалось, так и не отличается. Вертикальное меню слева с довольно невнятной раскладкой по разделам, список опций справа с подсказками, которые больше мешают, чем помогают.
Разделы меню: предварительные и основные настройки, расширенные настройки, просмотр и обработка, детальные настройки, настройки основных функций. Все четко и понятно, не так ли?
Кстати, лично для меня эталоном меню являются настройки зеркальных Canon и Sony серии RX. (А вот у серии Sony NEX настройки совершенно безобразные.)
Ну и нужно отметить, что настройки у этой камеры - чрезвычайно гибкие. Там можно настраивать-перенастраивать под свои задачи практически все.
Передача и управление по Wi-Fi
В этой модели появилась возможность передавать снятые фото на смартфон, а также управлять фотоаппаратом со смартфона.
Делается это довольно просто. На смартфон скачивается и устанавливается программа OLYMPUS Image Share. Далее нужно подключиться к беспроводной сети, которую создает камера, и ввести пароль, которую камера выдает на экран.
После этого доступны следующие возможности: дистанционное управление камерой, копирование снимков на смартфон, редактирование снимков и простановка геотэгов (географических координат).
Дистанционное управление камерой и ее параметрами.
Просмотр снимков для скачивания.
А вот переносить фотографии через беспроводное соединение на ПК возможности нет. Что очень даже странно и печально.
Время автономной работы
Аккумулятор тут точно такой же, как и в E-M5, - OLYMPUS PS-BLN1, так что со временем автономной работы тут все грустновато. Впрочем, как и в остальных системных камерах.
Производитель обещает 300 кадров от одного заряда - да, примерно так и получается, но это если снимать в JPEG. При съемке в RAW аккумулятор у меня полностью разряжался (как и с предыдущей моделью) где-то после 220 кадров, что очень и очень мало.
Так что, как с E-M1, мне сразу пришлось для этой камеры купить еще два запасных аккумулятора и зарядное устройство с автомобильным адаптером. Да и то был как-то съемочный день, когда у меня под вечер закончился третий аккумулятор и я пожалел, что у меня их не четыре.
Проблема решается с помощью батарейной ручки HLD-7, которая имеет два аккумулятора, весит 286 граммов и в России продается примерно за 10 тысяч рублей. С этой батарейной ручкой количество снимков в JPEG увеличивается до 900, что уже вполне хватает на съемочный день, а в RAW там получается где-то 650 снимков, что также терпимо.
Примеры снимков
Ну а теперь о главном. О том, как эта камера снимает. Вот примеры снимков, сделанных в самых разнообразных условиях. Кадры вообще никак не обрабатывались. Кликабельно, при щелчке открываются фото размером 1920 пикселов по ширине.
Размытие заднего фона.
Резкость на средний план.
Пасмурный день. Фокусное - 40 мм (80 эквивалента).
Солнечный день.
Плохое освещение.
Пасмурный день.
Очень плохие условия освещения.
Пара примеров работы HDR.
Ну и несколько видео.
Впечатления и выводы
Снимает эта камера, как и ожидалось, просто отлично. Быстрый и точный автофокус: зеркалкам, конечно, уступает, но очень незначительно. По сравнению с предыдущей моделью автофокус стал быстрее - это заметно.
Цвета сочные, но при этом очень естественные. Автоматический баланс белого работает отлично: камера почти не ошибалась даже в сложных условиях съемки.
Встроенный стабилизатор - штука просто гениальная: он позволяет снимать с рук статичные сюжеты с выдержками аж до секунды - и при этом не происходит смазывание.
Матрица тут не слишком большая (кроп-фактор - 2), и это отражается на высоких ISO: максимальное рабочее без шумов - 3200, на 6400 начинаются шумы, которые, впрочем, легко корректируются. Далее уже шумит заметно. В камере есть встроенный шумодав, но его лучше не использовать, а корректировать шум вручную, потому что камера кадр конкретно "замыливает".
Однако при таком стабилизаторе проблемой это является только для динамичных сюжетов, снимаемых при плохом освещении: на статичных сюжетах камера выставляет ISO 1600 и делает длинную выдержку, и это работает отлично - смотрите кадры с выставки динозавров, там были очень плохие условия освещения.
Динамический диапазон у камеры, скажем так, приличный, но видали мы ДД и получше. Впрочем, при необходимости это легко поправляется в хорошем редакторе.
Китовый объектив - очень понравился, прям даже не хотелось его менять на что-то еще. Впрочем, конечно, интересно было бы потестировать камеру и с другими объективами, тем более что под нее доступно аж 65 объективов как Micro 4/3, так и 4/3 с простым переходником.
Видео, на мой взгляд, снимает очень хорошо - пожалуй, лучше всех остальных камер, которые у меня были.
Что не понравилось? Отсутствие возможности копировать фото на ПК по беспроводной связи, маленькое время работы от аккумулятора и невнятное меню. А вот высокую цену я недостатком не считаю: камера таких денег стоит.
Кстати, я знаю нескольких профессиональных фотографов, которые в определенных случаях (особенно на выезде) используют OM-D E-M5 и OM-D E-M1. Это к вопросу о том, может ли эта камера конкурировать с зеркалками. Вполне может конкурировать. Не во всех случаях, но во многих.
Какой окончательный вывод? Камера просто классная, несмотря на некоторые недостатки. Наверное, приобрету ее себе и прикуплю пару-тройку стеклышек. И это несмотря на то, что я нашел себе камеру, которая меня устраивает на все сто - Sony RX10. Но и OMD-EM1 - очень и очень понравилась, буду долго и томительно раздумывать.
Но есть и плохое, это долбаный резиновый наглазник, который не очень то резиновый, и поначалу так впивался в глаз что мама не горюй, (может его размягчить чем то бензином например?) но потом правда попривык и стал медленне подносить к глазу.
Вообщем шикарный рабочий инструмент на который можна положится, и не очем не беспокоится. (Батарека правда тоже как песок, но если сериями то на 1,5-2 тыс свободно хватает, а так кадров 400-500...)
Смотрел я и на олимпус, качество и количество оптики там конечно рулит не хило... Но с переходником на Альфу и родными 50,35/1.8 в принцыпе вопрос снимается, кроме супер зума... Есть тама один объектив ради которого может и стоит заморочится с оликом... Но большая матрица рулит!
Там еще и объектив 15-60 (у меня он был на NEX6), который конкретно виньетит. Не, хватит с меня NEX.
Это же продолжение серии NEX? Тогда я пас, однозначно. Не выношу.
100% кроп
Ну и дд просто огромен! Я забыл что такое хдр! А зная как вы не любите хдр, но иногда очень хотелось бы его увидеть включенным, на Ваших снимках...
Хотя ввсе хвалят 35/1.8 типа муст хев, но он дорогой, а мне и комплектного за глаза.
Вобщем некс6 и рядом не валялся...
Мне Лайтрума вполне хватает, HDR дает довольно неестественную картинку.
Если отвлечься от сюжета, который как-то оправдывает фотографию вцелом, то качество отвратительное: сплошная зеленая каша с вкраплением мух.
Olympus OM-D E-M1 - какой то обычный, очередной обмылок, без внешнего лоска, в общем.
P.S. Всецело завидую людям, которым не лень таскать с собой рюкзак с фототехникой, делать прекрасные снимки и смотреть их на... iPad-ах.
Если хотите внешней красоты - надо снимать на айфон.
При покупке рассматривал несколько зеркалок в диапазоне до 30 тыс., но олимпус понравился больше в режиме jpeg на автомате. Это не всем конечно нужно, но иногда необходимо.
Да за эти деньги же можно взять Nikon D600, полнокадровую зеркалку!
Да за эти деньги же можно взять Nikon D600, полнокадровую зеркалку!
А за стоимость какого-то Брунелло можно купить два ящика водки.
Здесь же камера стала сама по себе больше, уже не выглядит "мелкой мыльницей... ой, это она ТАК снимает?", но размер увеличился, а матрица та же по размеру... Вон, на фото она размером с зеркалку уже. Фокус на той же выставке - гонял на своем EM-5 и на этом - я сильно разницу не увидел. Если освещение хорошее и стекло нормальное - то и там и там очень быстро. Если фигово -то рыскают обе, а там как повезет, кто быстрее будет.
В EM-10 размер оставили, но корпус стал хуже, половину стаба отпилили (там он 4х осевой, вроде как), половину функций убрали.
Лично я ждал расширения возможностей видео: подстройка параметров съемки во время съемки видео (как это сделано в том же Nex), а не только в паузе, плюс вывод инфы - уровней с микрофона, гистограмму/зебру, и тд. Но тут в обеих камерах видео как был несколько куцый, так и остался. А в китовом объективе EM-1 еще и автозум убрали, который в EM-5 шел именно для видео. Для фото там можно очень быстро и удобно в ручном режиме зум крутить.
Что касается фото - оно и в EM-5 было офигенно, и не хватало только популярных HDR (чтобы не из Рава/брекетинга потом собирать на компе) и автосклейки панорамы. Тут появился только HDR (хотя, имхо, это совершенно софтовая фитча, и ее могли бы и в EM-5 добавить), но при этом что цена, что остальное...
В общем новые камеры от Олика меня лично очень разочаровали, EM-5, кроме размеров, некоторых кнопок, к которым надо чуток привыкнуть - на том же уровне, или лучше, чем новые обе камеры. При том, что стоит дешевле них 😒
Не иначе на следующем витке маркетинговой битвы за покупателя вставят зеркало и объявят новой суперфичей! 😄
Алекс там новая камера выходит типа rx10 но с большим зумом Panasonic Lumix DMC-FZ1000
Фига себе - 25-400. Надо будеот пощупать 😉