ЕЖЕнастроенники 26.01.1999

Из чего же, из чего же, из чего же,
Сделаны we-e-eb странички?
Из темплетов и трафаретов,
Из гестбуков и порно-gif-ов,
Сделаны we-e-eb странички.
(из пионерской песни)


Долго я крепился, боролся с собой, впивался зубами в руку, не давая прикоснуться к клавиатуре, – все без толку. Хочется мне порассуждать о web-дизайне, и все тут. Непреодолимое, так сказать, желание. Поначалу кажется, что намерение это выглядит совершенно идиотским, так как – что я-то могу об этом сказать, не будучи web-дизайнером ни на грамм, разве что фамилия немножечко похожа. С другой стороны, как я рассудил, а почему бы и непрофессионалу не высказать свое мнение? Ведь если подумать, web-странички делаются для кого? Для простых скитальцев, гуляльцев и шатальцев по интернету, большинство из которых даже и не знает – чем отличаются графический формат gif от jpg. Именно мы, простые, но ищущие люди, даем оценку web-страничкам, голосуя ногами, в смысле – посещениями. Мы часто не можем сказать – почему та, или иная страничка нам не нравится, хотя на ней и графикой так и пышет, и штучки-дрючки всякие кочевряжатся по всему экрану, и делал ее знаменитый в узких кругах своих знакомых Петя Мокин; а почему вот эта простенькая, незамысловатая страничка так привлекает наше внимание, хотя на ней и нет-то практические ничего, за исключением гигантской коллекции ссылок ко всем бесплатным эротическим сайтам планеты. Чувствуете – к чему я клоню? Если не чувствуете, то немедленно прекратите читать этот еженастроенник, так как уж все разжевано просто до безобразия: СОДЕРЖАНИЕ ВАЖНО В СТРАНИЧКЕ, СОДЕРЖАНИЕ, а не супер-пупер java-мульки, бегающие по экрану котята и писающие мальчики. “Тоже мне, открыл Америку”, - скажете вы и будете, разумеется, правы. Мысль совсем не нова. Но я тщательно и подробно почитал всевозможные советы признанных и не признанных авторитетов в области создания web-страничек, но ничего, кроме мысли “прежде, чем делать свою страничку, подумайте - а что там у вас будет находиться” я там на эту тему не нашел. Мысль, врать не буду, правильная, но как-то уж больно лаконичная. С нами, чайниками, так нельзя. Нам надо все подробно разжевать, максимально простыми словами.
Вообще, при создании странички сразу задействуется такое количество всевозможных видов искусств, что становится понятно – почему хорошие результаты получаются лишь у единиц. Рассмотрим подробнее. Художественными способностями обладать надо? Надо. Дизайнерскими способностями (это не то же самое, что художественными)? Безусловно. Больше сотни извилин в голове должно функционировать, чтобы понять – что вообще на страничке будет и чем ее наполнить (чтобы она не была интересна только тебе и какому-нибудь случайно заблудшему web-обозревателю или web-разработчику, которые вдоволь отточат на тебе свое остроумие)? Должно. А это – тоже искусство. Рекламную компанию своей странички – нужно провести? Конечно. Кто же на нее заходить будет без рекламной компании? А надо учесть тот факт, что сейчас интернет находится в довольно развитой стадии, что приводит иногда к замкнутому кольцу по отношению к посещаемости страничек. Дело в том, что большинство интернатовцев… пардон, это WinWord любит автоматически слово “интернет” менять на “интернат”… интернетовцев свои бродилища по мировой паутине предпочитают начинать с какой-то крупной поисковой системы, типа Рамблера. Т.е. происходит ситуация: “Свет мой, зеркальце, скажи и всю правду доложи по стойке смирно, ать-два!”. Рамблер (да будет он здоров) услужливо дает список самых посещаемых сайтов, скитальцы туда немедленно кликают, что и делает, таким образом, сайт самым посещаемым. А мелкие, не раскрученные странички, так и болтаются печально в самом конце рейтинга, грустно поглаживая тайную переписку Пушкина с Бенкендорфом, подлинные фотографии марсиан и правильное решение теоремы Ферма, которое прислал Петя Мокин из далекого Усть-Переплюйска. Я уж молчу о том, что кроме всего перечисленного надо еще, как правило, обладать программистскими знаниями (почти на любой страничке – есть чего пописать; хотя бы гостевую страничку), а самое, на мой взгляд, главное – ОБЛАДАТЬ ВКУСОМ. Такие сочетания, в действительности, встречаются у единиц. Я сейчас не говорю о фирмах или объединениях, куда просто приглашаются профессионалы на каждую из этих профессий. Речь не о них. Я все разговор веду в направлении именно частных и персональных страничек, так как именно эта тема мне близка и животрепещуща (какое слово дурацкое; к счастью, оно в русском языке в таком контексте, по-моему, вообще не употребляется).
Представьте себе, что Лужков вдруг разрешил все стены домов в Москве украсить картинами. Причем, ограничений нет никаких. Рисуй – что хочешь, выбирай свободный кусочек стены (а их, разумеется, навалом) и вешай свое произведение (это аналог web-странички), позаботившись выставить в разных районах города указатели (это - баннеры): “На углу ленинградки и волоколамки – самая гениальная картина всех времен и народностей, которая изображает Василия Пупкина, перевязывающего бедро, сшибленному из рогатки Петей Мокиным, голубю”. Нормально? А в интернете, кстати, мы и имеем нечто подобное. Понятное дело, что кремлевская стена и прочие знаменитые учреждения будут доверены только Церетели (я не провожу здесь аналогий ни с кем из известных web-дизайнеров), но и на долю Васи Пупкина (как собирательного образа) стеночек останется – о-го-го!
Аналогия с художниками, впрочем, не вполне корректна, так как у них еще практически не существует средств, аналогичным тем, которые применяются в web-дизайне. Нет механизмов, которые сами нанесут на холст “Тайную вечерю”, а художнику останется только вместо голов персонажей вписать себя, Коляна, Петровича, Ленку из 7-го “Б” и подписать: “Работа Мокия Дездемоновича Каструля от 7 января 1999 года”. А вот в web-дизайне все примерно так и происходит. Это можно сравнить с тем, как юного деятеля пересаживают с трехколесного велосипеда на мощнейший мотоцикл Харлей-Дэвидсон, и юный деятель резко срывается с места, врезаясь через две секунды в толпу бабушек у подъезда. В интернете, к счастью, последствия не столь плачевны, но некоторые чувствительные особы навеки убивают в себе чувство прекрасного, натыкаясь на совершенно демонические интернетовские произведения.
...
Ну, вот. Пора уже на работу бежать, а я только-только раскачался. Ладно, продолжение этой беседы – в следующем выпуске.


Вот еще одна фотография из далекой моей стройотрядовской юности. Она называется просто "To be, or not to be".

photo2.JPG (28564 bytes)