Двойник / Double
6,7
Рейтинг IMDB: 6,7
Рейтинг читателей: 3,7
Рейтинг Экслера: 6,7
Достоевщина какая-то. Где старушка?!!
Где старушка, я вас спрашиваю!
Кот Бублик блистает литературными познаниями
Эти немцы придумают какого-то доппельгангера,
а русскому человеку потом мучайся.
Кот Бублик в воспаренье души
В общем, все очень хорошо, эффектно и запомнится надолго, хочется только узнать: до каких пор патологическое поведение в виде подглядывания за женщиной и другие способы вторгнуться в ее частную жизнь будут в этом обществе выдаваться за романтику?
Белла Рапопорт
Романтика - это всегда вторжение в частную жизнь, Белла!
Кот Бублик, вздыхая

Саймон Джеймс (Джесси Айзенберг) - скромный клерк, работающий в знаменитой корпорации Полковника (Джеймс Фокс), которая занимается обработкой огромных массивов данных. Саймон в этом деле неплохо разбирается, и у него возникает много интересных предложений по организации работы, однако предложения Саймона, как и он сам, никого в корпорации не волнуют. Ну просто у него планида такая: серенький, как мышь, застенчивый, плохо одевается и обладает настолько незапоминающейся внешностью, что его не помнят ни охранник конторы, куда Саймон каждый день приходит на службу уже семь лет, ни его начальник мистер Попандопулос (Уоллес Шоун), который самолично принимал Саймона на работу. >

Мать Саймона находится в доме престарелых, где постоянно поднимают цены на содержание, сам Саймон живет в убогой квартирке, где единственное развлечение, кроме телевизора, - это смотреть через подзорную трубу на окна соседнего дома. 

У Саймона с соседним домом есть свой четкий интерес: там живет девушка Ханна (Миа Васиковска). Она тоже работает в корпорации Полковника, но на другом этаже. Саймон почти каждый день приходит туда, чтобы попытаться поговорить с Ханной, но всякий раз не решается раскрыть рот, да и Ханна на него никакого внимания не обращает. 

В какой-то момент мистер Попандопулос представляет отделу Саймона нового сотрудника. Его зовут Джеймс Саймон (Джесси Айзенберг). Он один в один похож на Саймона, точно так же одевается, однако ведет себя совершенно по-другому: Джеймс очень самоуверен, напорист, отлично сходится с людьми, да и вообще - сразу становится всеобщим любимчиком. 

Первоначально Саймон сходится с Джеймсом и становится с ним очень откровенным. Да и Джеймс вроде как берет Саймона под свою опеку и пытается помочь ему завоевать Ханну. Однако довольно быстро Саймон понимает, что Джеймс под видом помощи просто начинает красть у Саймона его жизнь. 

*** 

В качестве авторов сценария этого фильма числятся режиссер Ричард Айоади, Эви Корин и - Федор Достоевский. Потому что именно по мотивам повести "Двойник", написанной Достоевским в 24-летнем возрасте, поставлена данная картина. 

Кстати, если вдруг кто не знает, кто такой Ричард Айоади: он играл Мориса Мосса в отличном сериале The IT Crowd. 

Ричард также сценарист и режиссер: как постановщик работал над несколькими известными сериалами и в полном метре до этого снял нашумевший фильм "Субмарина" (я его еще не посмотрел, но обязательно буду смотреть). 

Впрочем, вернемся к "Двойнику". От повести Достоевского там осталась только самая общая канва: появление у маленького и незаметного клерка доппельгангера, то есть двойника. У Достоевского его Голядкин был слабым, маленьким, простодушным, незаметным и добродетельным. Ну, точнее, он свою слабость и простодушие пытался выдавать за добродетельность. 

В какой-то момент Голядкин заметил, что знакомые перестают его принимать. Он пытался докопаться до причин этого и выяснил, что в департаменте появился человек, похожий на него как две капли воды, который оказался гнуснейшим типом: он с помощью всяких интриг и откровенной лжи ссорит всех с Голядкиным, а сам занимает его место. 

В британской картине действие перенесено в гротескное антиутопическое прошлое: виниловые пластинки, полумеханические компьютеры и принтеры, малюсенькие телевизоры на лучевых трубках, телевизионные шоу скорее из шестидесятых, если не раньше. 

Окружение героев, здание корпорации Полковника, убогие квартирки персонажей - все это сделано с отличным вниманием к деталям, но одновременно показывает, что Ричард Айоади хорошо знаком с творчеством Гиллиама, Поланского, Пройаса, Линча и так далее. 

Вместо Достоевского тут скорее некая смесь из произведений Кафки, обильно сдобренная - нет, не явными заимствованиями, а скорее аллюзиями к работам вышеперечисленных режиссеров. Причем блистательная "Бразилия" Гиллиама первой приходит на ум, затем вспоминается "Жилец" Поланского, "Темный город" Пройаса, ну и, конечно, Линч с его манерой смешивать реальность с какими-то видениями. Также "Парад планет" Абдрашитова, который Айоади вряд ли смотрел, вспоминается в сценах в конторе, где Саймона и Ханну окружают одни старики. 

Фильм очень, как это принято говорить, атмосферный. Он действительно такой: создатели картины сконструировали целый антиутопический мирок (снимали это все в заброшенных зданиях на окраинах Лондона), мирок депрессивный (как это и полагается для антиутопий), пугающий, но при этом довольно цельный. Ведь только Саймону и Ханне в этом мирке живется очень неуютно. А, например, охранник корпорации (Кобна Холдбрук-Смит) себя явно вполне хорошо чувствует. Мистер Попандопулос также находится в своей тарелке и получает удовольствие от работы. Начальник компьютера Харрис (Ноа Тейлор), который в какой-то прошлой жизни рубил руки отпрыскам могущественного рода, тоже, безусловно, доволен своим существованием. 

А Саймон... Саймон сначала радуется, когда видит самого себя в варианте Джеймса: уверенного, умеющего нравиться людям. Но довольно быстро Саймон понимает, что Джеймс, при всей своей коммуникативности, просто подлец, человек совершенно бессовестный. И Джеймс вовсе не стремится помогать Саймону, он его банально использует. И вот только тогда Саймон решает доказать всем, что он не тварь дрожащая, а имеет право - хотя бы на то, чтобы его не использовали как марионетку. Вот именно в тот момент Саймон и находит способ справиться с Джеймсом. 

Джесси Айзенберг, конечно, просто украшение этого фильма. Две совершенно разные роли: незаметный почти до полного исчезновения Саймон и рубаха-парень Джеймс. Причем Айзенбергу задачу усложнили: проще всего было сделать Джеймсу нормальный костюм и прическу, чтобы превратить его в плейбоя. Но Джеймс - точная копия Саймона, включая ужасный мешковатый костюм. Но он по-другому двигается, он по-другому говорит - и, таким образом, получается совершенно иной персонаж. Кстати, Джеймса тут не стали делать безусловным Злодеем. Да, он пользуется Саймоном, он творит, что хочет. Но это просто у него принципы такие - принципиально беспринципные. 

Миа Васиковска в роли Ханны - скорее не понравилась. Вот как-то не вышла у нее девушка, страдающая от одиночества. У Айзенберга Саймон - ну просто квинтэссенция добродетельного куска несчастья. (Хотя мы не будем забывать о том, что подглядывать за девушкой - это, конечно, вовсе не добродетель, да и романтика тут действительно не ночевала.) У Васиковски - персонаж значительно более "плоский". Она не слишком выразительна, периодически ведет себя странновато - в общем, не убедила. А уж на пике эмоций ее героини выяснилось, что это ее эмоции - вовсе не Пик Коммунизма, а так - небольшой холмик где-то за пригорочком. Жаль, тут явно просился более яркий персонаж. (Джесси Айзенберг, по слухам, закрутил с Васиковской роман на съемках, однако с киноведческой точки зрения плюсов картине это все равно не прибавляет.)

Что в результате? Лично мне - понравилось. Понравилось прежде всего умело созданной атмосферой, декорациями, отлично подобранной музыкой, игрой Джесси Айзенберга и некоторых второстепенных персонажей. При этом я вполне понимаю людей, которым картина не понравится и они посчитают ее скучной. Такие фильмы нравятся далеко не всем. Хотя, впрочем, рейтинг на IMDB у картины - очень достойный, я думал, что будет заметно ниже. 

Наград у фильма, правда, не имеется, но есть четыре номинации с кинофестивалей: британская, лондонская, таллинская и токийская. 

P. S. Надо будет посмотреть "Субмарину", интересно. 

P. P. S. Партнер Айоади по The IT Crowd Крис О'Дауд в этом фильме появляется в малюсеньком эпизоде: он играет доктора, беседующего с Саймоном. 

***










Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
атмосферно
Нужно ли смотреть:
решайте сами