Горько 2 / Gorko 2
Комедия , Россия , 2014 , 96 мин.
6,0
Рейтинг Кинопоиск: 4,0
Рейтинг читателей: 2,6
Рейтинг Экслера: 6,0
Бюджет: $2,5 млн,  Сборы в России:  $13,4 млн
А вот идей-то у них и не было.
Отзыв кота Бублика
Такое бывает редко, но сиквел практически
во всем лучше первого фильма, и только
недожатая концовка вынуждает слегка снизить балл.
Из рецензии Бориса Хохлова

Со времен событий первого фильма "Горько" все очень изменилось. У папы Бори (Ян Цапник) возникли какие-то серьезные проблемы, поэтому он вместе с мамой (Елена Валюшкина) переехал на проживание в семью Ромы (Егор Корешков), притащив с собой "Мерседес", люстру и парадный портрет мамы, который немедленно повесили на стенку вместо плаката с Аллой Пугачевой. >

Маме Ромы (Юлия Стадник) нахождение в доме новых родственничков сильно не нравится, тем более что папа Боря, как обычно, всем недоволен и всеми командует, однако ей недолго терпеть: в какой-то день папа Боря сообщил, что они съезжают, усадил маму в "Мерседес" и шлейфанул в неизвестном направлении. 

Ну и буквально через десять минут езды автомобиль папы Бори был заблокирован белыми "Ниссанами", откуда в "Мерседес" немного постреляли из калашниковых. 

К счастью, папа Боря и мама не пострадали, однако папа Боря понял, что дело плохо: на него объявлена охота, поэтому, решает папа Боря, надо сделать вид, что он действительно умер. 

Папа Боря ложится в гроб и инструктирует всю семью, как себя вести. Гроб с папой Борей привозят в дом семьи Ромы, туда сначала приезжает как обычно пьяный в лоскуты дядя Толя (Сергей Лавыгин), а потом на белом "Ниссане" вдруг объявляется загадочный человек Виктор Каравай (Александр Робак) - сослуживец и старый друган папы Бори, причем дядя Витя также старый друган жены папы Бори. 

Каравай - богатый человек, и он обещает взять на себя всю организацию пышных похорон.  

На следующий день выясняется, что дом семьи Ромы им уже почему-то не принадлежит, и вся эта шайка-лейка без Вити Каравая, который остался разбираться с домом, куда-то бредет с гробом и папой Борей на плечах. Папа Боря требует нести его в Туапсе, но по дороге процессию обнаруживает дядя Витя, приводит их в своей дворец и начинает готовить похороны. 

***

Первый фильм "Горько" мне очень понравился. Колоритнейшие персонажи, очень узнаваемая южнороссийская свадьба, шедевральный папа Боря, обстановка непрерывной веселой шизухи - ну, в общем, просто класс. Зрители на первый фильм валили валом, и картина стала фактически чемпионом, собрав $26 миллионов при бюджете в $1,5 миллиона. 

Правда, находились некоторые д'Артаньяны на белых носорогах, которые, брезгливо отставив мизинчики в сторону, объясняли, что, значить, раз в этом фильме выпивают и свинячат, то, значить, понравиться этот фильм может только законченному быдлу. Но так как д'Артаньяны сами при этом выглядели законченным быдлом - впечатления подобные заявления не производили. 

Когда я услышал о том, что снимается продолжение под названием "Горько 2", то несколько удивился: мне было непонятно, что именно там продолжать. Первое произведение было вполне цельное и законченное. Опять вводить старых героев и сажать их за стол? С какой стати? 

Впрочем, при просмотре "Горько 2" как раз и выяснилось, что от застолья решили отказаться. А вот чем его заменить - толком не придумали. Ну, то есть поминками - оно понятно, но непосредственно поминки занимают тут минут десять экранного времени. 

Все остальное время идет какая-то более чем мутная история о проблемах дяди Бори, группа клоунов несет гроб с дядей Борей в направлении "пойди туда, не знаю куда", дядя Боря все время неубедительно делает вид, что он мертвый, потому что "иначе они меня найдут", но при этом периодически отлучается пописать, кто-то из клоунов периодически восклицает: "Я его больше не понесу", после чего или покидает компанию, как это сделал Ромик (Василий Кортуков, видимо, в этот момент отправился сниматься в другом фильме), или все равно продолжает нести дядю Борю, а потом их непонятно какими путями обнаруживает Витя Каравай, после чего начинается мутная история с Витей Караваем и его потрясающим гостеприимством. 

Лехина зазноба сначала путается с омоновцем, потом возвращается к Лехе, чтобы он ее утопил, потом трахается с охранником Каравая, после чего становится зазнобой уголовника Князя (Константин Мурзенко), но это все на фоне общения с Лехой. Причем Леха еще и бьется смертным боем с Князем "за женщину". Видимо, перед сценаристами (Алексей Казаков и Жора Крыжовников) стояла задача "добавить страстей" - и они их добавили таким оригинальным образом. 

Перед поминками папу Борю с аквалангом закапывают в землю, а после этого его уже никто не собирается выкапывать, ибо папа Боря всех достал. 

В финале, который должен стать катарсисом, происходит предельно идиотская сцена разборок папы Бори с Витей Караваем, из которой становится понятно только то, что вот теперь уже совсем ничего не понятно: с какого бодуна папа Боря потерял квартиру, с какого бодуна он продал дом семейства Ромика, с какого бодуна дядя Витя все это затеял, ну и кто, собственно говоря, там вообще плохой - папа Боря, дядя Витя, дядя Толя или тетя Люся. 

То есть, имея шанс хоть что-то объяснить в этой предельно невнятной истории, финал просто тупо слили, в качестве квинтэссенции сняв сцену, как истерически пьяный дядя Толя на глазах у всех обливает бензином и сжигает пару миллионов евро. Ах, какой чудесный юмор, мы все очень смеемся, гы-гы, лол. 

Таким образом, со сценарием не сложилось вообще: в отличие от первого фильма, где все было цельно, просто и вменяемо, здесь присутствует какой-то полный дурдом, сочиненный явно левой пяткой. Ну, точнее, сочиненный для того, чтобы все главные герои могли придуриваться в своей обычной, а от этого уже слегка надоевшей манере. 

Почему нельзя было придумать простой, связный и логичный сюжет - я не понимаю. И это фильму идет в большой минус. 

Часть колоритных персонажей потеряли свою актуальность. Мама Ромика ушла на второй план, Ромика вообще слили на полфильма, папа Ромика уже достал своими дурацкими блеснами и черными очками, причем он еще зачем-то вдруг научился петь, испортив хорошую хохму из первого фильма, и даже предельно эффектный Леха тут все как-то больше по старым репризам вроде гонок за диджеем, ну и еще эта блядища у него непонятно почему под ногами болтается, причем Леха еще и ухитряется ей сделать предложение. 

Зачем сюда на роль этого мутного Князя пригласили Константина Мурзенко, которой каждым своим появлением в фильмах доказывает немудреную мысль о том, что как актер он полный ноль, я как-то совсем не понял. 

Но тут, конечно, многое искупает совершенно новый, причем роскошный персонаж - дядя Витя Каравай в прекрасном исполнении Александра Робака. Вот он - цельный, мощный, очень убедительный и яркий. И характер получился совершенно неоднозначный: вроде весь из себя такой добрый, искренний, заботливый, но при этом явно с серьезной червоточинкой. Дядя Витя там затмил совершенно всех и был практически светлым лучом в слегка болотистой по сравнению с первым фильмом атмосфере остальных персонажей. 

По сравнению с ним даже дядя Боря отошел на второй план, что, собственно, неудивительно, потому что папа Боря почти весь фильм лежал в гробу, причитал и иногда корчил смешные рожи. (Сцена с вилкой - совершенно уморительная.)

Кстати, и во втором фильме используют находку из первого фильма, когда все происходящее вроде как снимает на любительскую камеру почти всегда остающийся за кадром брат Ромика. Но здесь это как бы нехотя обыгрывают в начале фильма, а потом, похоже, и вовсе забывают о "любительской камере", потому что начинаются лихие пейзажи и общие сцены, явно снимаемые с помощью операторского крана. 

Подбор музыки меня здесь безмерно удивил. Ну ладно еще, когда народ танцует под "Гангамстайл" - это, в конце концов, вполне нормально - шлягер и шлягер. Но вот на хрена пихать в картину классическую музыку из классических картин - из "Неуловимых мстителей", из "Кин-дза-дзы" - вот это я не понимаю в упор, раздражало дико. А чего, ребят, не из "Крестного отца", например? Уж если пошла такая пьянка - чего стесняться-то? 

Что тут получилось в итоге? Абсолютно мутная, совершенно развалившаяся к финалу история, явно потускневшие персонажи первого фильма, которые в основном повторяют старые курбеты, более чем странно подобранная музыка. 

Но при этом - роскошный персонаж Витя Каравай, который фактически в одиночку делает весь фильм, несколько удачных и смешных сцен. Я, в общем, не пожалел о том, что посмотрел этот фильм, но он, на мой взгляд, намного слабее первой картины. Увы. 

P. S. Кстати, оформление афиши фильма в виде "Тайной вечери" - тоже, знаете, слегка озадачило. 

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4
Режиссерская работа 3
Сценарий 3
Кратко о фильме:
не слишком удачный сиквел
Нужно ли смотреть:
решайте сами