Хоббит: Нежданное путешествие / The Hobbit: An Unexpected Journey
8,0
Рейтинг IMDB: 8,1
Рейтинг читателей: 4,4
Рейтинг Экслера: 8,0
Бюджет: $180 млн,  Сборы по миру:  $1017 млн
Вот такой вот нежданчик получился.
Философский отзыв кота Бублика
Сюжет можно передать кратко так:
"Шли, шли, пришли. Огребли. Чудом спаслись.
Пошли дальше. Пришли. Огребли. Чудом спаслись. Пошли дальше".
Определение кота Бублика

Почтенный хоббит Бильбо Бэггинс (Йен Хольм) пришел к выводу о том, что настало время рассказать Фродо одну старую историю. А история эта о том, как однажды у дома молодого еще Бильбо остановился серый маг Гэндальф (Йен Маккеллен) и предложил Бэггинсу отправиться навстречу приключениям. Бильбо тогда подумал, что старичок слегка крышей двинулся: ему, Бильбо, отправляться навстречу каким-то приключениям? Да так же можно, не дай бог, обед пропустить!

Бэггинс отклоняет предложение Гэндальфа - разумеется, со всем уважением, - однако этим же вечером в дом хоббита начинают приходить разнообразные гномы, которые создают жуткий дискомфорт, а кроме того, съедают и выпивают все, что было в кладовой. Пришедший туда же Гэндальф объясняет ситуацию.

Когда-то давно у гномов было королевство Эребор, расположенное в огромной горе. Гномы добывали золото и драгоценные камни, были очень влиятельными, и к ним на поклон приходили даже гордые эльфы. Но жажда неумеренного потребления материальных ценностей в итоге привела к тому, что на Эребор напал жуткий дракон Смауг, у которого жажда потребления материальных ценностей была намного выше, после чего гномы потеряли свое королевство и им пришлось отправляться в изгнание.

Попытка гномов поселиться в своем старом заброшенном королевстве также провалилась: его захватили орки во главе со зловещим Азогом (Маню Беннетт) и, хотя гномы бились насмерть, отвоевать королевство они не смогли, а от них осталась всего лишь горстка бойцов во главе с королем Торином (Ричард Армитаж).

Гэндальф добыл для Торина зашифрованную карту и ключ, который должен открыть некую дверь. Торин считает делом чести вернуть гномам Эребор, тем более что судьба дракона Смауга покрыта тайной: возможно, зверюга сдохла от недостатка питания.

Выслушал это Бэггинс и задал главный вопрос, который волнует Бэггинса: вот на черта вам, боевые ребята, я, домосед-хоббит?

Выяснилось, что на кандидатуре Бэггинса настоял Гэндальф. Он называет Бильбо взломщиком - мол, хоббитцы своими босыми ногами могут тихонько подобраться куда угодно и спереть оттуда что угодно. Так что Бильбо, говорит Гэндальф, нашему маленькому отряду очень даже пригодится.

Торин как-то не в восторге от кандидатуры Бильбо. Он не взломщик, говорит Торин, он похож на какого-то лавочника. Однако авторитет Гэндальфа среди гномов настолько силен, что они предлагают Бэггинсу стандартный контракт, по которому он должен получить 1/14 всей добычи золота из благословенных эреборских мест.

Бильбо поначалу категорически отказывается - его сильно смущают пункты о возможных увечьях и возможном сгорании в пламени дракона, - но на следующее утро, когда отряд отбыл, Бэггинс вспоминает об 1/14 всей добычи, после чего подписывает контракт и отправляется навстречу неожиданному путешествию.

***

Как известно, проект "Хоббит" ждала трудная судьба. Запустили его еще в 2007 году, через три года после выхода третьей части "Властелина колец". Причем снимать этот фильм должен был не Питер Джексон, который судился с компанией New Line Cinema, а Гильермо дель Торо.

"Хоббит" изначально предполагали делать масштабным и эпичным, и с этим были связаны серьезные раздумья над сценарием: произведение Толкиена "Хоббит, или Туда и обратно" представляло собой всего лишь небольшую детскую повесть в сотню страниц, и ей до размаха "Властелина колец" - как до Луны.

Кроме того, в связи с выходом "Властелина" возникла куча всевозможных финансовых коллизий и претензий, в которые были вовлечены несколько студий, наследники Профессора и Питер Джексон, и это также не позволяло запустить проект.

В конце концов Гильермо дель Торо это все надоело и он отказался работать над "Хоббитом" - после трех лет препродакшена. Вместе с ним с проекта ушел и его любимый актер Рон Перлман, из которого дель Торо в свое время сделал знаменитого Хеллбоя.

После этого, уладив наконец-то проблемы с правами и выплатами, обе крупнейшие голливудские студии - MGM и Warner Brothers - упали в ноги к Джексону и уговорили его возглавить проект в качестве режиссера. Джексон согласился, и в 2010 году начались съемки.

Что интересно, на роль Бильбо Джексон изначально планировал только Мартина Фримена, хотя рассматривались и некоторые другие кандидатуры вроде Дэниэла Рэдклиффа, Шайи ЛаБафа, Джеймса МакЭвоя и Тоби Магуайра. Фримен не мог принять участие в съемках из-за сериала "Шерлок", в котором он играл роль доктора Ватсона, однако Джексон из-за Фримена перепахал все расписание съемок, в результате чего Мартин все-таки снялся в роли Бильбо.

Когда фильм вышел на экраны, я, к сожалению, не смог его посмотреть - не на испанском же мне смотреть "Хоббита" в кинотеатре, - так что я стал дожидаться выхода первой части на Blu-ray, чтобы посмотреть на домашнем кинотеатре - заодно и в оригинале, что ценно.

Пока ждал фильм, наслышался всяких отзывов, многие из которых были негативными. Джексону ставили в вину слишком вольное обращение с классикой, говорили о том, что в "Хоббите" по сравнению с "Властелином" не было ничего нового, что фильм очень сильно затянут, что Джексон опять подло разбил картину аж на три части, ну и так далее. Также режиссеру предъявляли претензии в том, что из забавной детской сказочки, которую собой представляет повесть, он сделал что-то очень мрачное, к депрессии зовущее. Мол, детишки боятся и плачут все, а уж как взрослые боятся - и не передать.

Впрочем, прокатные показатели и рейтинг на IMDB демонстрировали реально огромный успех нового фильма у зрителей, так что я на критические замечания особо-то внимания и не обращал - все равно самому смотреть и самому делать выводы.

Посмотрел. Однозначно - понравилось. Да, "Хоббит" сделан вполне в духе "Властелина" (и даже частично в тех же декорациях), ну так от Джексона, собственно, нового "Властелина" и ожидали, чего ему еще было снимать?

Да, с простеньким оригинальным источником он не сильно коррелирует, ну так вы сами бы Джексона и закопали, если бы он снял "Хоббита" точно по книжке с тем же явно ироничным отношением к главным персонажам, которое наблюдается в повести. Поэтому - да, он снял "Хоббита" в стиле "Властелина". Поэтому сугубо локальная задача горстки гномов вернуть свою ненаглядную горку превращается в великую Цель, как во "Властелине", ну и, так как перед Джексоном стояла задача сделать приквел "Властелина", логически связанный с первой трилогией, в "Хоббита" ввели немало персонажей, которые в оригинальной повести или вообще не упоминались, или упоминались совсем мельком.

Ведь Профессор-то писал эти произведения в обратном порядке. Первой книгой была "Хоббит". Она родилась из фразы: "В земле была нора, в норе жил хоббит". И это была забавная детская повестюшка. Но после нее потом появился "Властелин колец".

Тут - все наоборот. Сначала была создана трилогия "Властелин колец", а потом создавалась трилогия-приквел. Так что, на мой взгляд, Джексон сделал все совершенно правильно.

По "Хоббиту" хорошо видно, с каким огромным накопленным опытом Джексон и его команда подошли к съемкам этой трилогии. Город в скале Эребор, орки с Азогом, колоритнейшие и очень оригинальные гномы (пусть даже они совершенно не похожи на Гимли), каменные великаны, подземный город гоблинов - все это смотрится совершенно потрясающе.

Кстати, впервые в кинематографе использовались камеры, снимающие с частотой 48 кадров в секунду - для получения более качественного изображения. Этот подход должен был заметно улучшить картинку при просмотре в 3D.

К сожалению, далеко не все кинотеатры обладали соответствующими техническими возможностями для воспроизведения нового формата, поэтому в большинстве из них картина демонстрировалась в стандартном формате (3D и 2D). Те зрители, которым удалось посмотреть картину с увеличенной частотой, отзывались о ней по-разному. Одни отмечали поразительную четкость изображения, другие говорили, что картинка из-за этого стала больше похожа на телевизионную.

Мартин Фримен отлично вписался в роль молодого Бильбо (напомню, что старого Бильбо играет Йен Хольм) - она просто как будто именно для него и создана. Домосед Бильбо, который не представлял, что можно пропустить обед, отправился в смертельно опасное путешествие, где проявил себя героем просто потому, что никто не верил в его героизм, украл Кольцо у бедолаги Голлума, встрял в смертельную битву между Азогом и Торином - Фримен это отыграл как по нотам. И уж особенно хорош он был в эпизоде "Загадки в темноте", когда Голлум развлекался с Бильбо.

Голлума для этого фильма переделали с нуля. Джексон говорил, что теперь только на лице Голлума больше деталей, чем на всем его теле во "Властелине".

Ричард Армитаж очень достойно сыграл Торина - предводителя гномов. Ну и сами гномы - разнообразные, характерные и очень забавные.

Однако главная прелесть фильма, конечно, во всяких смоделированных персонажах. Зловещие орки с инфернальным Азогом. (Его, кстати, целиком моделировали на компьютере.) Роскошные тролли, боящиеся солнечного света. Ну и тупые гоблины с совершенно потрясным королем, для создания которого разработчики тщательно изучили почти все существующие кожные заболевания. Кстати, Верховный гоблин был сделан настолько в стиле Гильермо дель Торо, что персонаж как будто бы вышел из второго "Хеллбоя" - там такого колорита хватало.

Все эти существа и миры, в которых они живут, созданы настолько здорово, что просто дух захватывает, когда это смотришь на большом экране.

В общем, я так и не понял, как это все кому-то могло не понравиться. На мой взгляд, кино получилось просто отличным, и я с нетерпением жду продолжений - постараюсь уж их-то посмотреть в кинотеатре.

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 5
Сценарий 4
Кратко о фильме:
отлично!
Нужно ли смотреть:
да