Железный человек 3 / Iron Man 3
7,0
Рейтинг IMDB: 7,5
Рейтинг читателей: 3,9
Рейтинг Экслера: 7,0
Бюджет: $200 млн,  Сборы по миру:  $1212 млн
Не размер костюм важен, а как ты пользуешься вещью!
Мудрость жизни кота Бублика 

Если ты - Железный человек, то нет тебе ни минуты покоя. Вот только Тони Старк - эксцентричный миллиардер, создатель боевого костюма, превращающего любого человека в Железного - отсвинячил по полной программе во второй части, как жизнь снова подкинула ему повод надеть костюмчик. 

В мире появился жуткий и зловещий террорист по кличке Мандарин (Бен Кингсли). Он взрывает бомбы, вклинивается в передачи федеральных телеканалов, в прямом эфире расстреливает заложников и обещает в скором времени добраться до самого американского президента Эллиса (Уильям Сэдлер). Цель у Мандарина - проста: завоевать весь этот мир и заставить его служить своим интересам. 

На Мандарина работает очень непростой и неприятный парень по имени Олдрич Киллиан (Гай Пирс). С десяток лет назад Киллиан пытался встретиться с Тони Старком, чтобы рассказать ему о своих изобретениях, однако Старк, увлеченный очередной интрижкой с некоей Майей Хансен (Ребекка Холл), посмеялся над Олдричем и заставил его в Рождество торчать на крыше в бесплодном ожидании Тони. 

Теперь у Киллиана - очень крутая фирма со всякими зловещими изобретениями, и он пытается добраться до Старка и его любимой помощницы Пеппер Поттс (Гуинет Пэлтроу). 

Президент Соединенных штатов обращается к Старку за помощью в борьбе с Мандарином, Старк через журналистов бросает Мандарину вызов и сообщает ему свой адрес, но это явно зря сделал: против Старка будут брошены мощные силы, так что он лишится дома, костюм при этом будет приведен в ужасное состояние, ну и в результате Тони окажется голым человеком на голой земле. После этого сражаться ему придется только мощью своего интеллекта. Ну и, может, изобретения какие-нибудь у него сохранились - он же Механик!

Про человечество в опасности - я вообще молчу. Но до человечества ли, когда в опасности - сам Железный человек?!!

***

Третий фильм известной франшизы. Два первых фильма снимал Джон Фавро. В первом было показано, как Тони Старк дошел до жизни такой - в смысле, как он изобрел костюм, превращающий его в Железного человека, ну и там продемонстрировали, какие серьезные разрушения Железный человек может причинить другим человекам - даже нежелезным. 

Во втором фильме Тони Старку пришлось противостоять беспринципному торговцу Хаммеру и жуткому физику-уголовнику Ивану Ванко, чей папа помогал Старку работать над термоядерным реактором. Тони там впал в депрессию, отдал управление компанией Пеппер, начал свинячить по полной программе и еле-еле сумел разобраться со своими проблемами. 

Снимать третий фильм Фавро отказался. И, наверное, правильно сделал, ведь было  видно, что идеи у него закончились: если первый фильм был очень цельный, то второй уже с точки зрения сюжета выглядел как примитивный аттракцион - со всеми этими физиками-уголовниками и рефлексиями Старка. 

В результате Фавро с Дауни-младшим начали подбирать кандидатуру режиссера, который бы устроил и их двоих (Фавро в триквеле выступал в качестве исполнительного продюсера), и студию. 

Дауни-младший в качестве режиссера предложил Шейна Блэка, с которым он работал в фильме "Поцелуй навылет". (Блэк еще и очень известный сценарист, автор трех "Смертельных оружий".) Этот вариант устроил всех, в результате чего Блэк сел в режиссерское кресло. 

Сценарий триквела писал сам Блэк вместе со сценаристом малоизвестных сериалов Дрю Пирсом. Но при этом понятно, что сценарий также жестко контролировался остальными влиятельными людьми, причастными к проекту - прежде всего Джоном Фавро и Робертом Дауни-младшим. 

В результате сюжетная канва сценария триквела очень несильно  отличается от второй части. Там был зловещий Иван Ванко - здесь зловещий Олдрич Киллиан. Там был мутный Хаммер - здесь мутный Мандарин. Там Старк свинячил и впадал в депрессию - здесь Старк испытывает приступы паники и впадает в депрессию. Там была странная Наташа Романофф - здесь странная Майя Хансен. Там Главгад так и стрекочет электричеством - здесь Главгад так и пышет жаром. (Нужно заметить, что сюжет с мальчиком, которого главгерой когда-то бортанул, а теперь он стал суперзлодеем - он вообще явно сперт из "Суперсемейки".) 

В триквеле разве что психологизма явно добавили: все время прорабатывается мысль о том, что не костюмчик важен, а то, что внутри него. Ну и отношения между Старком и Поттс довели примерно до 90-градусной точки кипения страстей. 

С логикой повествования здесь все так же дыряво, как и во второй части. То есть логика рвется на части, как сферическая корова на ветру. Сценаристам можно задать с десяток вопросов, на которые внятного ответа вы не получите. Но мы их задавать сейчас и не будем - чтобы избежать спойлеров для тех, кто фильм еще не посмотрел. 

Однако, как обычно, комиксоидное кино ценно не сценарием, а всякими битвами-спецэффектами. Здесь с этим все в порядке. 

Сцена нападения на футуристический дом Старка сделана просто шикарно. Кстати, разрушение особняка снимали в водяном баке на студии EUE/Screen Gems Studios. Ну и мы, конечно же, сразу вспомнили о расстреле вагончика Риггса из второго "Смертельного оружия". 

Эпизод с самолетом и спасением Старка летевших без парашюта людей смотрелся настолько эффектно, что я даже сразу и не понял, как это смогли нарисовать так реалистично. Потом почитал всякие интервью и выяснил, в чем хохма. А хохма в том, что это снималось вживую: в течение 10 дней профессиональные скайдайверы из группы Red Bull совершали прыжки, которые заранее тщательно планировались и выверялись до секунды. Всего в съемках сцены приняли участие аж 630 парашютистов - то-то это смотрелось настолько натурально. 

Ну и финальная обязательная сцена на заводе тоже смотрелась впечатляюще, хотя от разнообразных железночеловечных костюмов и драконьих повадок Киллиана и его подручных слегка начинало рябить в глазах. 

Порадовало и то, что юмора в фильме они все-таки не растеряли: там есть несколько очень удачных и забавных хохм. 

Дауни-младший, к сожалению, несколько подрастерял своей иронии и обаяния, которые были по полной продемонстрированы в первом фильме. Играет он, конечно, очень профессионально, но несколько однообразно. А эти его приступы паники, которые объясняются совершенно по-дурацки, смотрятся несколько натужно. Тем не менее он все-таки остается тем самым крутым Тони Старком, которого мы знаем. Просто видно, что основная часть харизмы и драйва Железного человека ушла в "Мстители", а тут он выглядит несколько уставшим. 

Джон Фавро в триквеле, как и в предыдущих фильмах, сыграл начальника охраны фирмы Старка и в своем очень располневшем виде почему-то сильно стал напоминать Тони Сопрано (именно персонажа). (Кстати, Фавро играл в "Клане Сопрано" во втором сезоне - изобразил фактически сам себя, то есть кинорежиссера.)

Мандарин в исполнении Бена Кингсли - это фактически шедевр. Не буду объяснять, в чем там дело, чтобы избежать спойлеров, но вам все будет понятно при просмотре. Кстати, отдельные комплименты художникам-декораторам: одеяние Мандарина, кольца, оформление его офиса и спальни - хорошо видно, насколько тщательно над этим поработали. 

Гай Пирс был очень убедителен в роли Олдрича - насколько это возможно при явно комиксоидном происхождении самого персонажа. Ну и Пирса, как правило, всегда приятно видеть: жаль только, что у такого яркого и интересного актера карьера в Голливуде пока складывается значительно менее удачно, чем это можно было предположить по его первым ролям. 

В общем и целом - явно понравилось. Не меньше чем вторая часть, а даже и больше. Да, сценарий типовой, достаточно слабенький и зияет логическими дырами. Но во время просмотра отличные актеры и шикарно сделанные спецэффекты заставляют о сценарии забыть напрочь - и это, в общем, признак хорошего комиксоида. 

Так что смотреть - и обязательно в хорошем качестве, чтобы полностью насладиться мощным визуалом. Я не разочарован, молодцы. 

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4+
Сценарий 3
Кратко о фильме:
эффектный кинокомикс 
Нужно ли смотреть:
вполне можно