Немыслимое / Unthinkable
Драма , США , 2010 , 97 мин.
Рейтинг IMDB: 7,1
Рейтинг читателей: 4,4
Рейтинг Экслера: 0,0
Бюджет: $15 млн, 
Мощно. Даже и не ожидал такого от Голливуда.
Отзыв кота Бублика

Стивен Артур Янгер (Майкл Шин) - белый американец, прошедший войну в Ираке и Афганистане. После этого он принял ислам, женился на женщине арабского происхождения, а через некоторое время пришел к своему собственному джихаду: Артур установил в различных городах США три ядерные бомбы и грозится их взорвать через пару дней, если власти не выполнят его условия. 

Спецслужбы захватили Артура и доставили его в специальное засекреченное помещение, в котором им предстоит добиться от Янгера ответа на вопрос, где именно установлены эти бомбы. 

Руководят операцией крупные чины из спецслужб и военных. В здание привозят также группу фэбээровцев, руководит которой агент Хелен Броди (Кэрри-Энн Мосс) - она как раз занимается отслеживанием возможных террористов. 

Обычные методы дознания ни к чему не приводят - Янгер не из тех людей, которые боятся каких-то угроз. 

Тогда руководство привозит на базу загадочного человека по имени Генри Хамфриз (Сэмюэль Джексон), которого постоянно сопровождает крупный чин из спецслужб (Стивен Рут). Оказывается, что Генри - специалист по допросам высшего уровня. Точнее сказать, он умеет пытать людей, заставляя их сказать все, что нужно Генри, потому что очень мало кто может выдержать подобные пытки. 

Хелен Броди от всего этого приходит в ужас: она привыкла к тому, что сотрудники государственных служб обязаны соблюдать закон, а то, что выделывает Генри, оказывается за пределами каких-либо законов. 

Однако Янгер продолжает держаться, назначенное время "Икс" приближается, и даже Хелен начинает понимать, что только методами Генри можно попытаться хоть чего-то добиться, в противном случае тысячи американцев погибнут в самое ближайшее время. Вопрос тут только в том, какие еще границы готов перейти Генри, выдержит ли это Янгер и все ли вообще так, как считают спецслужбы. 

***

Очень мощная и даже слегка неожиданная для Голливуда драма, которую я посмотрел с... впрочем, тут крайне сложно применить термин "с удовольствием". Какое уж тут удовольствие - смотреть на такие вещи? Хотя отмечу, что в фильме пытки, которым подвергается Янгер, вовсе не смакуются и показываются - скажем так - предельно аккуратно, насколько это возможно по данному сюжету. 

Суть тут, конечно, вовсе не в пытках. Создатели картины (сценарист Питер Вудвард и режиссер Грегор Джордан) задают себе вопрос: до какой степени жестокости в отношении террориста и членов его семьи может дойти современное цивилизованное и демократическое общество, чтобы уберечь тысячи и десятки тысяч своих граждан от скорой и практически гарантированной смерти? Можно ли пренебречь правами и свободами террориста, планирующего убить огромное количество ни в чем не повинных людей? Можно ли пренебречь правами и свободами ни в чем не повинных членов семьи террориста, чтобы спасти огромное количество других ни в чем не повинных людей? 

Попробуйте сами себе дать ответ на этот вопрос. Хотя, конечно, когда вы сидите дома на диване перед телевизором - ответ будет один. А когда до страшнейших взрывов остается буквально несколько часов и вы знаете, что от ваших действий зависит спасение этих людей - ответ наверняка будет совершенно другой. 

Режиссеру Грегору Джордану отлично удалось показать напряжение, которое нарастает среди людей, решающих данную проблему, их отчаяние, когда они понимают, что толком ничего не могут сделать, и то, как некоторые из них готовы перейти совершенно немыслимые границы, - собственно, именно поэтому фильм так и называется. 

Лучшая роль тут, конечно, у Сэмюэла Джексона. Его персонаж - специалист по пыткам: ну, так случилось. Явно психопат, потому что не может человек с нормальной психикой заниматься подобным. При этом у Генри - жена и двое детей, которых он очень любит. То есть милая семья и все такое. Могут быть милые семьи у подобных людей? Да, могут. Правда, семья там все-таки не совсем типичная. 

Джексон сыграл просто потрясающе. Сначала - уверенный в себе человек, умеющий крайне непривлекательными путями добиваться ответов на поставленные спецслужбами вопросы. Собственно, поэтому спецслужбы его держат при себе и тщательно охраняют - им нужен человек, способный разгребать подобное дерьмо. 

Далее Генри постепенно все-таки приходится прийти в отчаяние, потому что он натыкается на совершенно нестандартный случай - а именно на Янгера, который является убежденным фанатиком: он знает, что скоро умрет, и он готов к тому, что с ним выделывает Генри. И вот тут Генри понимает, что чего-то добиться от Янгера можно только в том случае, если он совершит нечто совершенно немыслимое. Такое, что даже Янгера это проберет. Кроме того, до Генри только постепенно доходит, что это за человек и что тут больше не спецслужбы играют с Янгером в кошки-мышки, а Янгер водит их за нос. А времени нет. И вся надежда у спецслужб сейчас на Генри, потому что никто кроме него добиться правды не сможет. 

Майкл Шин, сыгравший Янгера - тоже что-то потрясающее. Симпатичный парень субтильного телосложения, подвергающийся ужасным пыткам, при этом смеющийся над своими мучителями. Невероятная стойкость духа и фанатичная убежденность в своей правоте позволяют Янгеру пройти через кошмарные измывательства - и когда смотришь на Шина, понимаешь, что такому человеку это под силу. Впрочем, мне Шин во всех ролях очень нравится, и я рад, что он с таким блеском справляется с настолько трудной задачей. Одно дело - сыграть эффектного Кастора в фильме "Трон: наследие", где Шин как раз был практически единственным именно персонажем среди замороженных актеров-актрис и спецэффектов. Но совершенно другое - реально показать подобную стойкость духа в субтильном теле человека, подвергаемого страшным пыткам. 

Героиня Кэрри-Энн Мосс в картине присутствует больше как вспомогательный персонаж: ситуация видится как бы ее глазами, но главная задача Хелен Броди - поначалу ужасаться тому, что вытворяет Генри, и всячески протестовать против его методов, а потом постепенно прийти к выводу, что от террористов ничего не добиться, если не играть на их поле. Или чистоплюйство, или десятки тысяч погибших людей. Впрочем, определенные границы она все равно не переступит, и вот тут остается ответить на вопрос - правильно это или нет? 

Мартин Донован здесь сыграл начальника персонажа Кэрри-Энн Мосс - заместителя директора ФБР Джека Саундерса. Заместитель у Донована получился такой трясущийся слизняк, боящийся всего и вся, что если в ФБР на самом деле такие заместители и есть, то эту контору нужно срочно распускать, вот что я вам скажу. Хелен Броди получилась на порядок более мощная и цельная по сравнению со своим начальством. 

Мне очень понравилось, как сделан этот фильм. Это не обычное голливудское развлекалово, не фастфудный триллер, а настоящая драма, сделанная очень жестко и достаточно честно. Они себе задают соответствующий вопрос - и пытаются найти на него ответ, одновременно показывая, что происходит с людьми, попавшими в подобную ситуацию. 

Да, в картине есть чисто кинематографические условности. Формально - ситуация в фильме вообще совершенно надуманная, потому что спецслужбы уже давно используют так называемую "сыворотку правды". Этого Янгера вообще не нужно было столько пытать - достаточно было ему вколоть соответствующий состав, он бы все и рассказал: современная химия добивается значительно больших результатов, нежели отморозок с тисками,  скальпелем и шуруповертом. Ну и история о том, как он достал в Украине ядерные вещества аж для нескольких бомб, - она, конечно, смехотворная. 

Однако фильм же не о том, чего можно или нельзя добиться пытками и как собрать ядерную бомбу в домашних условиях. Он о границах, о нравственном выборе и о том, можно ли бороться с террористами (а главное - победить их) стандартными цивилизованными методами. 

При этом все сделано достаточно аккуратно: религиозная тема не педалируется и даже террорист сделан белым американцем, тем более что такое тоже изредка случается. 

Правда, впечатление в самом конце несколько испортила чисто голливудская манера пренебрежения к каким-то деталям - когда разминирование бомбы производилось внесением в экселовскую ячейку зловещего заклинания "qqwertyh" - я об этом уже писал. Впрочем, с другой стороны, кто там успел заметить, что именно происходило полсекунды на экране компьютера, кроме меня и кота Бублика? 

Ну и еще я выяснил, что в обычной версии концовку они все-таки скорректировали. Я смотрел режиссерскую версию, и там концовка была такая, как ее задумали изначально. В официальной версии эта концовка шла как альтернативная, а вместо нее сделали стандартный голливудский хеппи-энд, от которого уже тошнит. Оно, конечно, фильм это не уничтожает, но произошло примерно то же, что и с фильмом "Откройте, полиция", у которого в советском прокате отрезали последнюю минуту, меняющую суть финала на полностью противоположную. 

Кстати, данных по прокату этого фильма нет никаких. Вообще нигде. Я сначала думал, что его в кинотеатры вообще не пускали, а выпустили только на DVD и Blu-ray. Однако почти 33 тысячи голосов на IMDB - такого с выпуском вне кинотеатров не бывает.

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность -
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4+
Сценарий 4+
Кратко о фильме:
мощно
Нужно ли смотреть:
решайте сами