Миссия невыполнима: Протокол Фантом / Mission: Impossible - Ghost Protocol
Боевик , США, ОАЭ , 2011 , 133 мин.
Рейтинг IMDB: 7,7
Рейтинг читателей: 4,3
Рейтинг Экслера: 0,0
Бюджет: $145 млн,  Сборы по миру:  $507 млн
Оказывается, миссия сделать хороший
боевичок все-таки может быть выполнима.
Замечание кота Бублика
А чо Сойера так мало?
Недовольство кота Бублика

Невыполнимый суперагент Итан Хант (Том Круз), который принципиально берется только за невыполнимые миссии, парится на киче в российской тюрьме. Что он такого наделал? То ли шестерых хорватов замочил, то ли взятку налоговому инспектору дал в оскорбительно маленьком размере - в общем, сидит наш Итан и не выступает. Правда, сидит он под именем Сергей - именно так его называют остальные прекрасные джентльмены этого пенитенциарного заведения.>

Однако в какой-то момент к тюрьме подъехали двое бравых агентов - бывший хакер-переросток, а ныне полевой агент Бенджи Данн (Саймон Пегг) и полевой агент Джейн Картер (Пола Пэттон). Бенджи завладел всей системой управления тюрьмой, поэтому может любую дверь открывать и закрывать - в российских тюрьмах все двери традиционно снабжены электронной системой управления, - а Джейн бодрой ланью скакала по канализации, чтобы подхватить сбежавшего Итана-Сергея и эвакуировать его по заданию начальства.

Итан сбежал не один, а со своим информатором Богданом (Мираж Грбич) - ну, негоже оставлять Богдана в тюрьме одного. Оказавшись в Москве-матушке, Итан подошел к таксофону под мостом, идентифицировал себя и из компьютера таксофона получил жесткое задание: пробраться в Московский Кремль, найти там файл некоего Курта Хендрикса (Микаэл Нюквист), специалиста по ядерным вооружениям, и принести начальству. Но надо торопиться, потому что Курт Хендрикс, во-первых, хочет уничтожить этот файл в ближайшее время, а во-вторых, хочет вызвать ядерную войну путем отправки ядерной ракеты в Америку.

Надо - так надо. Итан с документами на имя генерала Василия Ивановича Чапай-баши вместе с Бенджи, косящим под штабного майора, проникает в Кремль, и там они пробираются в секретное хранилище. Но файла Курта в хранилище уже нет - уперли, суки.

В этот момент Итан видит, как подлый Курт с ядерным чемоданчиком под мышкой покидает Кремль, Итан выскакивает за ним, после чего Кремль взрывается.

Очнулся Итан под пристальным наблюдением генерала кагэбэ Анатолия Сидорова (Владимир Машков). Сидоров уверен, что это Итан взорвал Кремль, однако Хант быстро сбегает, получает в подчинение странноватого аналитика Уильяма Брандта (Джереми Реннер), с которым они прокатились на впоследствии взорванной машине министра, ну и теперь команде Итана надо решить, как спасти этот мир. Потому что Курт, заполучив чемоданчик, постарается купить коды запуска секретных ракет - эти коды болтаются в папочке по всему миру, попадая то к одним, то к другим агентам или французским киллершам, - ну и как только купит коды - затеет третью мировую войну.

Зачем Курту это нужно? Да типа просто очистительная операция - он альтруист, ему хочется осчастливить все человечество.

***

Надо сказать, что после очень средненькой третьей "Миссии" франшиза практически заглохла, тем более что Том Круз ухитрился по своему очень хитрому контракту заработать на ней больше, чем вся компания "Парамаунт". После всего этого в "Парамаунте", как держателе франшизы, вместе с режиссером третьей "Миссии" Джей Джей Абрамсом долго думали, что со всем этим дальше делать. Том Круз при этом выражал желание свалить к чертям, и в студии пришли к выводу, что, так как хоронить франшизу еще рано, значит, теперь требуется вдохнуть в нее новую кровь. Абрамс призвал двух сценаристов, которые с ним работали еще на сериале Alias (напомню, что Абрамс - создатель Lost), и они разработали новейшую миссию: насквозь простреленный агент Итан Хант в начале фильма красиво уплывает по Москве-реке в голубую даль, русский генерал Анатолий Сидоров стоит на страже отечества, подлый Курт Хендрикс измышляет Поганку, а противостоять ему будет скромный спецагент Уильям Брандт, который призван заменить Итана "Наше все" Ханта.

Однако тут Том Круз слегка передумал. Ну никак ему не хотелось расставаться с милым его сердцу образом Итана Ханта. Кроме того, в мозгу Круза все-таки произошла определенная переоценка ценностей, что показал боевичок "Рыцарь дня", который в прокате хотя и практически провалился, однако продемонстрировал нам нового Круза - самоироничного. Потому что в "Рыцаре дня" Круз как раз и играет как бы пародию на своего Ханта, и этим он показал, что не все так запущено, как казалось по третьей "Миссии".

Уж и не знаю, какими путями Круз уговорил руководство "Парамаунта", но в результате было решено, что Крузу в четвертой "Миссии" - быть, причем не только в виде трупа, красиво уплывающего в голубую даль.

Но в "Парамаунте" в любом случае решились на обновление франшизы, потому что результаты третьего фильма их не сильно впечатлили. Для этого в режиссерское кресло посадили... мультипликатора из Pixar Брэда Берда, создателя "Суперсемейки" и "Рататуя". Мотивировали они это просто: мол, Берд снял "Суперсемейку", где супергерои весело супергеройствовали, значит, почему бы Берду не снять новую "Миссию", где супергерой будет весело супергеройствовать? Ну да, до этого он снимал мультики. Но неужели с Крузом сложнее управляться, чем с крысой из "Рататуя"? С крысой на самом деле намного сложнее, ее же рисовать надо. А Круз - вот он весь, как на ладони!

Ну и так как сам Берд никак не возражал поработать вместо нарисованной крысы с живым Крузом, проект был запущен именно в таком составе. Более того, продюсерам показалась хорошей идея все-таки подключить Уильяма Брандта как второго суперагента. Пускай они будут в паре, решили продюсеры и даже согласились на заметное увеличение бюджета, чтобы привлечь уже явно вышедшего в звезды Джереми Реннера вместо первоначально рассматривавшихся трех актеров третьего-пятого эшелонов, которые должны были обойтись в копейки.

Персонажа Саймона Пегга из третьей "Миссии", на которого очень хорошо реагировали зрители, вместо эпизодического хакера вывели на первый план, сделав членом команды и полевым агентом, эффектную Полу Пэттон пригласили на командную роль "Красивая и решительная", а под остальных персонажей актеров подбирали по принципу "Нам нужны хорошо засвеченные артисты-международники".

Поэтому Куртом Хендриксом стал актер Микаэл Нюквист, сыгравший главного героя в шведском фильме "Девушка с татуировкой дракона", одного из спецагентов сыграл Джош Холлоуэй из Lost, хотя его быстро и очень подло убили, а на роль генерала Сидорова рассматривались две основные кандидатуры русских голливудцев - Владимира Машкова и Олега Тактарова. Говорят, выбор студии решила простая стохастическая орлянка, но, возможно, это просто выдумки.

На роль тетки-киллерши взяли французскую актрису Лиа Сейду, сыгравшую Шарлотту ЛаПадит в "Бесславных ублюдках", а индийского миллиардера сыграл Анил Капур - ведущий Прем Кумар из "Миллионера из трущоб", которого в "Миссии", слава богу, на этот раз дублировал не Дмитрий Дибров.

Ну и добавим еще сурового северного финна Самули Эдельманна, сыгравшего подручного Хендрикса, югослава Миража Грбича, сыгравшего русского Богдана, и кучу чешских актеров, сыгравших всякие эпизодические роли, потому что московские сцены снимались в Праге - в Москве отсняли только проход по Красной площади и пробежку Тома Круза по Васильевскому спуску.

Так что это была самая настоящая интернациональная команда, Богдан ей в дышло.

Теперь, Федор, о главном. Что получилось у создателя "Рататуя" Брэда Берда? Остался ли он на уровне отстойной (на мой взгляд) третьей "Миссии", сумел ли подняться, а может, опустился ниже плинтуса?

Так вот, на мой взгляд, нынешняя "Миссия" - чуть ли не лучшая во всей франшизе. Ну, исключая первую, классическую. По сравнению со второй, а тем более третьей - это просто класс! Нет, они не написали нормальный сценарий, наоборот, полагающийся для данного жанра уровень кретинизма здесь повысился до опасных градусов, ибо эти взрывания Кремля, пусковые коды и российский ядерный чемоданчик - оно даже в бондиане сценаристы себе такого не позволяли.

Однако должен заметить, что есть определенные отличия одних франшизных боевичков от других. В "Миссиях" со сценариями вообще нигде ничто не блещет. Но есть очень тонкий психологический тест: если во время просмотра фильма вы все время обращаете внимание на сценарные дебилизмы - фильм плохой; однако если вы смотрите раскрыв рот, а на дебилизмы обращаете внимание только при выходе из кинотеатра - значит, кино хорошее.

В данном случае, к счастью, здесь второй случай. Кино, на мой взгляд, смотрится очень бодренько, живенько, забавно и прикольно. Круза, судя по всему, жестко зажали в рамках именно развлекательного кино, поэтому он со своими обязательными семейными ценностями всплакнул только в самом конце фильма, что допускается даже "Европейской конвенцией защиты кинозрителей". А вот всякого сногсшибательного действия тут - ну просто полный фильм, от начала и до конца.

Если в третьей "Миссии" Хант полфильма рыдал по своим ценностям, то тут он ДЕЙСТВУЕТ. Практически непрерывно. Почти точно так же, как Мистер Невероятный в шикарном мультике "Суперсемейка", так что приглашение в режиссеры Брэда Берда - это была отличная мысль.

И мне тут Круз даже понравился, хотя обычно я к нему отношусь очень даже прохладно (за редкими исключениями). Потому что самолюбования - намного меньше, чем обычно, его традиционных актерских штампов - очень мало, ну и после "Рыцаря дня" даже проявилась какая-то самоирония, что значительно улучшило ситуацию.

Впрочем, Круз тут, как ни печально, не является центральным актером фильма, он тут больше как некий скрепляющий костяк и пинг-понговая ракетка для диалогов с членами своей команды.

Саймон Пегг, которого догадались вывести на первый план, - просто блеск! Вроде персонаж такой типовой - болтливый хакер, он же спецагент, - но Пегг настолько обаятелен и харизматичен, что в паре с Крузом перетягивает на себя зрительское внимание просто на раз.

Пола Пэттон своего персонажа отыгрывает как полагается, но она больше действует внешностью, нежели демонстрирует какие-то актерские высоты или глубины. Ничего особенного. Просто красивая тетка. Ну и, надо сказать, более или менее убедительно выглядит в роли спецагентши. А вот у той же Зои Салдана это не получилось даже рядом.

С персонажем Джереми Реннера тут все непросто. Кстати, Реннер мне очень нравится как актер - это тот самый случай, когда человек умеет показывать серьезные переживания буквально одним взглядом. Ну и вообще - актер крайне харизматичный.

Здесь он выглядит хорошо и играет здорово, однако в фильме явно получается дублирование персонажей, что и обусловлено первоначальной задумкой о замене Итана, поэтому в картине Итан с Уильямом все время играют на противофазе - то Итан изображает из себя Человека-паука, ползая по небоскребу, а Уильям в этот момент в костюмчике чуть ли не со слезой кричит "Ребята, не успеем, не успеем", то Уильям на подтяжках (ну, на магнитном поле) висит в трубе над вентилятором, а Итан в смокинге занимается консалтингом и управляйтингом.

Также Уильяма заставили в фильме рассказывать до предела мутную историю про жену Итана, при этом чуть не прослезившись, и Реннеру пришлось собрать все свое мастерство, чтобы это смотрелось хотя бы прилично. Но у него получилось.

Честно говоря, меня бы вполне устроило, если бы из упавшей в Москву-реку машины выплыл один Уильям, без Итана. Но продюсеры рассудили иначе.

Микаэл Нюквист в роли Главгада смотрелся хорошо, однако почему-то до боли напоминал Стэллана Скарсгарда - видать, это общий типаж сурового главгадского северянина. О мотивации персонажа Нюквиста мы лучше говорить не будем, потому что с какого бодуна Хендрикс собирался начать третью мировую, причем еще хоть ценой своей жизни - этого в зале не понял никто. Но, с другой стороны, может, потому что он просто Главгад? Должен же он сделать что-то безусловно главгадское, правильно?

Ставить всякие экшен-сцены Брэд Берд умеет отлично - он это доказал в "Суперсемейке", он это доказал в данной картине. Потому что все время что-то происходит, все время кто-то бегает, стреляет, прыгает, напрягается, маскируется и так далее, ну и все время у зрителей тревожно сжимается попкорн в пищеводе - потому что захватывает!

Побег из тюрьмы - прикольный; экскурсия по Кремлю - классная; катится-катится боевой вагон - любопытно; сцена в небоскребе - обалденная, а уж когда Итан изображал Челопука - мне вот прям реально стало страшно, до того это здорово снято; приключения в Мумбае - очень даже эффектные; ну и финальное чукалово на заводе парковке - отлично поставлено!

Также нужно отметить, что именно Берд сюда привнес хороший юмор, которого частенько недоставало в предыдущих фильмах. Сцена с физиономией Бенджи, когда они в Кремле наводили тщательно подготовленную визуальную галлюцинацию, - она прямо-таки уровня "Суперсемейки", просто класс!

Таким образом, "Миссия" превратилась в почти незамутненный экшен, снятый легко, задорно и на отличном техническом уровне. Актерские работы - хорошие, спецэффекты - просто блеск, и я с удивлением должен сказать, что мне откровенно понравилось. Не из серии "ну, все-таки досидел до конца", как это было с третьей "Миссией", и именно посмотрел с большим удовольствием. Все-таки как много зависит от постановщика!

Кроме того, теперь жду на Blu-ray, чтобы посмотреть в оригинале: мне интересно, как Круз и Пегг разговаривают по-русски.

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5+
Актерская игра 4
Режиссерская работа 5
Сценарий 3
Кратко о фильме:
динамично и весело
Нужно ли смотреть:
да