Неудачники / Micmacs a tire-larigot
21.06.2010 18451   Комментарии (28)
У меня мозг поделен на две части: одна – ребенок-фантазер, который постоянно выдумывает разные штуки, другая – взрослый мужчина средних лет.
Из интервью Жана-Пьера Жене

Базиль (Дани Бун) звезд с неба не хватал, работал в видеопрокате. Как-то раз он услышал на улице выстрелы, вышел из магазинчика полюбопытствовать и немедленно схватил шальную пулю в лоб. Его жизнь спасли, однако Базиль при этом лишился жилья, работы, а кроме того, ходит с пулей в голове и в любой момент может умереть. Однако Базилю недолго пришлось бомжевать. В какой-то момент его подобрал старый уголовник по прозвищу Хамелеон, который привел Базиля в свою "семью": сборище всяких маргиналов, живущих в укромном убежище где-то под мостом.

В "семье" кроме самого Хамелеона - глава "семьи" толстая добродушная Стряпуха, изобретатель Малыш Пьер, девушка по прозвищу Калькулятор, писатель из Конго, рекордсмен из Книги рекордов Гиннесса по прозвищу Громила, ну и странноватая женщина-змея. Зарабатывают на жизнь они тем, что собирают всякое старье, приводят предметы в порядок и продают.

Базиль быстро стал своим в "семье" и даже придумал для них новый вид бизнеса. Но как-то раз, проезжая на смешной трехколесной машинке по делам "семьи", Базиль вдруг увидел на двух стоящих друг напротив друга зданиях логотипы, которые навечно врезались ему в память. Первый логотип стоял на противопехотной мине, убившей его отца, а второй - на пуле, которая сидит в его голове.

И вот тут Базиля переклинило. Он решил отомстить главам этих корпораций, выпускающих смертоносное оружие.

Подход к мести у Базиля был примерно такой же, как в фильме "Телохранитель" Куросавы. Он с помощью членов "семьи" начал делать всякие сложные и многоходовые подлянки то одному президенту корпорации, то другому. Разумеется, оба президента подумали, что это главный конкурент объявил войну, после чего уже сами активно включились в боевые действия друг против друга.

***

Жан-Пьер Жене все-таки уникальный режиссер. Триллер "Деликатесы", фантастическая драма "Город потерянных детей", изумительная романтическая комедия "Амели", мелодрама "Долгая помолвка". И вот теперь - криминальная комедия "Неудачники" (перевод названия, как это обычно бывает, совершенно дурацкий; вообще, "Micmacs a tire-larigot" должно переводиться скорее как "Суета" или "Суета сует").

Причем основа сюжета, как я уже говорил, фактически взята из "Телохранителя" Куросавы - фильма, который, в свою очередь, вдохновил Серджо Леоне с его "За пригоршню долларов", Уолтера Хилла с "Героем-одиночкой" и Такеши Миике с "Сукияки вестерн джанго".

Однако Жене - режиссер очень самобытный и оригинальный, поэтому тут, разумеется, не идет никакой речи о заимствовании. "Неудачники" - картина совершенно самостоятельная, снятая в фирменном стиле Жене: желтые и зеленые светофильтры, создающие прямо-таки рисованные картинки; давящий, но одновременно такой забавный город; мягкий юмор и ирония, как в "Амели"; колоритнейшие персонажи; динамичный сюжет.

Кино, на мой взгляд, получилось очень хорошее. Это, конечно, не "Амели", но Жене, судя по всему, и не ставил перед собой задачу снять вторую "Амели". Он хотел себя попробовать в жанре криминальной комедии - у него это вполне получилось. Почти детективная схема наказания владельцев корпораций, производящих вооружение, сама по себе интересная и захватывающая, но главное тут, на мой взгляд, стиль, атмосфера и персонажи.

Картинка, выстраиваемая Жене, настолько красива, а типажи настолько интересны и своеобразны, что мне, если честно, была даже не особенно важна суть интриги. Я бы спокойно посмотрел просто на жизнь этой забавной "семейки", снятую Жене. Однако криминальный сюжет тут лишним никак не является, он добавляет фильму остроты.

Первоначально сценарий картины Жаном-Пьером Жене и Гийомом Лораном писался в расчете на Жамеля Деббуза ("Амели", "Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра", "Ангел-А"). Именно он должен был играть Базиля. Но когда сценарий был практически готов, Жене и Лоран посмотрели друг на друга и сказали: "Да это же Дани Бун!" После чего роль Буну и досталась.

Я, честно говоря, очень рад, что Базиля сыграл именно Бун. Деббуз - актер хороший, но здесь совершенно другой типаж, которому Дани соответствует на все сто. Он и трогательно-несчастный, и обаятельный, и одновременно - стратег, спланировавший и срежиссировавший очень сложную комбинацию.

Остальные актеры, как это свойственно фильмам Жене, очень хороши. Совершенно изумителен Мишель Кремадес в роли изобретателя Малыша Пьера. Отлично сыграл Громилу Доминик Пиньон - актер из "Амели". Ну и здорово выглядела эта странноватая женщина-змея, которую сыграла Жюли Феррье. Жене в интервью говорил, что Феррье - уникальная актриса и что они показали в фильме далеко не все из того, что она может вытворять.

Что интересно, отзывы зрителей достаточно разные. Поклонники "Амели", которые хотели в этом фильме увидеть романтическую комедию, были разочарованы. Они сказали, что первая треть фильма слишком нудная, так как никакой романтики, а вторые две трети - вообще какая-то ерунда совершенно не в стиле Жене. (Как будто Жене всегда работает в одном и том же стиле.)

Зрители, которые от слова "комедия" ожидают непрерывного потока гэгов, острот и кидания тортами, также были совершенно разочарованы. Потому что, на их взгляд, это вообще не комедия.

Однако это именно комедия, ну или трагикомедия - трогательная, увлекательная, яркая, прекрасно снятая - так, как умеет снимать Жан-Пьер Жене. Мне этот фильм очень понравился.

© 1998–2024 Alex Exler
21.06.2010
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 5
Сценарий 4
Кратко о фильме:
очень симпатично
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 28

У меня сходные впечатления - очень понравился аудиовизуальный ряд, а что касается развития незамысловатого сюжета, то поначалу было интересно, а чем дальше, тем больше было моментов, во время которых начинала нападать скука. Кроме того не очень проникся частью шуток равно как и игрой некоторых актеров, видимо поэтому фильм у меня ассоциируется с фееричной кардиограммой - то забавно и необычно, то скучно и затянуто. Но посмотреть фильм однозначно стоит.
21.04.11 02:41
0 0

Чудесный фильм, пересказать его не возьмусь 😄 так как здесь не в сюжете суть. Очень интересное послевкусие после этой картины, теплое, детское. Перевод названия конечно идиотский, по смыслу ему больше подходит Чудаки что-ли.
09.04.11 00:42
0 0

Alex Exler: Отлично сыграл Громилу Доминик Пиньон - актер из "Амели".
Там из "Амели" вообще целая толпа актёров: как минимум Стряпня -- консьержка (чей муж сбежал в Аргентину, но "нашлось" повинное письмо от него), плюс мужик-охранник -- торговец овощами (которому Амели перевела будильник).

P.S. Фильм -- очень недурён. А вот захочется ли его пересматривать -- пока вопрос.
15.10.10 07:44
0 0

Только что посмотрел. Фильм очень понравился. Алекс, спасибо за рекомендацию.
31.07.10 00:51
0 0

Доминик Пиньон в четвертых Чужих играл, кстати.
11.07.10 16:02
0 0

Незамысловатый (по-французски) сюжет. Не логично и не правдоподобно, понимаешь, если подумать, но думать не хочется. Много «французского» юмора, простых смешных ситуаций и старой доброй Франции. Почти Чаплиновские мотивы - весёлые мелочи, диалоги жестами, акцентированные крупные планы, цветочница...

Просто «французская фантазия», воплощённая, по большому счёту, средствами прошлого века, близкая многим людям постольку, поскольку затрагивает их прошлое, может детство, их глубинные чувства непосредственности и противления "жестокому" миру. Трогательный вектор в прошлое.

Смотреть.

Не очень корректно оценивать фильм с учётом предыдущих фильмов автора, иначе будет больше оценка автора, а не фильма.

Это неправильно. Любите кино.
01.07.10 07:10
0 0

Доминик Пиньон - он не только из "Амели", он и из всех остальных фильмов Жёне. 😄
28.06.10 17:55
0 0

Благодаря вам открыла для себя этого режиссера. Фильмы неподражаемы. Спасибо
25.06.10 14:26
0 0

Для MiltonReal :

«Просто интересно, есть у кого-нибудь ещё такие же симптомы?»

У мну наблюдаюццо.

Полностью с Вами согласен, особенно с фразой «На самом деле, фильмы Жене исключительно однообразны и сняты в одном жанре, который можно так и назвать: "фильмы Жене"» (С)

Можно провести аналогию с Кустурицей: триумфальный старт ввиду наличия яркого собственного стиля («Деликатесы» у Жене / «Папа» и «Долли Белл» у Кустурицы), шлифовка мастерства («Город» у Жене / «Время цыган» и «Аризона дрим» у Кустурицы), апогей творчества («Амели»/«Андеграунд»), и потом что называется «пленку зажевало» и бесконечные самоповторы. Конечно, у Кустурицы общий творческий багаж вышел более разноплановым, но суть та же.

И с Чужим, как попробовал возразить Юрий, тоже солидарен с Вами. Все равно, что сравнивать «Парфюмера» с предыдущими авторскими фильмами Тыквера.
22.06.10 16:27
0 0

Здорово напоминает комиксоид. Визуально богато, мило но как-то слишком по-детски. мне было немного скучновато.
22.06.10 16:13
0 0

Алекс!
В этой рецензии у тебя Доминик Пиньон, а в Амели - Доменик Пиньон.
22.06.10 09:39
0 0

Интересно, я не знал, спасибо. А где об этом можно почитать?

Например, в блоге Златы: zlata.de
21.06.10 20:04
0 0

Ну и здорово выглядела эта странноватая женщина-змея, которую сыграла Жюли Феррье. Жене в интервью говорил, что Феррье - уникальная актриса и что они показали в фильме далеко не все из того, что она может вытворять.

Из этой фразы может показаться, что актриса сама проявляла чудеса гибкости. На самом деле ее дублером была русская гимнастка Злата.
21.06.10 19:36
0 0

Antonovka: Из этой фразы может показаться, что актриса сама проявляла чудеса гибкости. На самом деле ее дублером была русская гимнастка Злата.





Интересно, я не знал, спасибо. А где об этом можно почитать?
21.06.10 19:45
0 0

А как озвучка?
21.06.10 16:25
0 0

Жене - абсолютно не мой режиссёр (при этом я посмотрел, по стечению обстоятельств, практически все его фильмы). Первые двадцать минут смотрю любой его фильм с восторгом, где-то на сороковой минуте начинаю смертельно скучать. И чем больше действия происходит на экране, тем скучнее становится. И какой-то мерзкий осадочек после просмотра остаётся, даже затрудняюсь объяснить почему. Разве что "Город потерянных детей" более или менее понравился. Просто интересно, есть у кого-нибудь ещё такие же симптомы?

Exler:
Триллер "Деликатесы", фантастическая драма "Город потерянных детей", изумительная романтическая комедия "Амели" , мелодрама "Долгая помолвка". И вот теперь - криминальная комедия "Неудачники"




Различие в жанрах тут чисто мнимое. На самом деле, фильмы Жене исключительно однообразны и сняты в одном жанре, который можно так и назвать: "фильмы Жене".


21.06.10 14:32
0 0

MiltonReal:

Жене - абсолютно не мой режиссёр (при этом я посмотрел, по стечению обстоятельств, практически все его фильмы). Первые двадцать минут смотрю любой его фильм с восторгом, где-то на сороковой минуте начинаю смертельно скучать. И чем больше действия происходит на экране, тем скучнее становится. И какой-то мерзкий осадочек после просмотра остаётся, даже затрудняюсь объяснить почему. Разве что "Город потерянных детей" более или менее понравился. Просто интересно, есть у кого-нибудь ещё такие же симптомы?

[QUOTE]

Различие в жанрах тут чисто мнимое. На самом деле, фильмы Жене исключительно однообразны и сняты в одном жанре, который можно так и назвать: "фильмы Жене".



[/QUOTE]

У меня наблюдаются похожие симптомы - начало интересное и даже захватыватывающее, но ближе к концу уже сидишь и мечтаешь, чтобы фильм наконец-то закончился.

И вроде бы красивые фильмы, милые, но к концу это все это приедается.




23.06.10 04:10
0 0

MiltonReal: Жене - абсолютно не мой режиссёр (при этом я посмотрел, по стечению обстоятельств, практически все его фильмы). Первые двадцать минут смотрю любой его фильм с восторгом, где-то на сороковой минуте начинаю смертельно скучать. И чем больше действия происходит на экране, тем скучнее становится. И какой-то мерзкий осадочек после просмотра остаётся, даже затрудняюсь объяснить почему. Разве что "Город потерянных детей" более или менее понравился. Просто интересно, есть у кого-нибудь ещё такие же симптомы?

Да, тоже самое. Большинство его фильмов слишком инфантильны и приторно романтичны. Хотя "Деликатесы" и "Амели" я люблю. После "Амели", многие режиссеры подхватили эту слащавую струю, которая пользуется большим успехом у подростков прекрасного пола. Вышедший недавно "Господин Никто", по-моему, установил определенный предел приторности, выше которого даже Жене будет тяжело прыгнуть...




22.06.10 16:19
0 0

MiltonReal: На самом деле, фильмы Жене исключительно однообразны и сняты в одном жанре,


Что же общего у "Амели" и "Чужой 4"?
22.06.10 06:49
0 0

Спасибо, пойду искать и смотреть.

Кстати, Алексей, на упомянутую вами "Долгую помолвку" будет рецензия?
21.06.10 14:24
0 0



Лихой: Кстати, Алексей, на упомянутую вами "Долгую помолвку" будет рецензия?





Я пока не смотрел.


21.06.10 19:45
0 0

Алекс, а правда -- посмотри "Бимболэнд", там Дэни Бун тоже есть, хотя и немного. Причём в совсем другом амплуа, и, естественно, на десять лет младше 😉
21.06.10 13:57
0 0

Хороший фильм, в выходные посмотрел. Чем-то персонаж Буна напомнил бродягу Чаплина - такой же неуклюжий, добрый, трогательный!
21.06.10 13:10
0 0