Обливион / Oblivion
6,5
Рейтинг IMDB: 7,1
Рейтинг читателей: 3,9
Рейтинг Экслера: 6,5
Бюджет: $120 млн,  Сборы по миру:  $286 млн
Я жена твоя, Маруся. Я супружница твоя.
"Сказ про Федота-стрельца"
А Круз-то - домовитый какой. То книжечку какую-нибудь
на станцию припрет, то горшок старинный. А то и целую Куриленко.
Одобрение кота Бублика
Мне день и ночь покоя не дает один лишь сон. Шо я масон!
Оба-на

Земля, постапокалиптическое будущее. Апокалипсис произошел, когда на Землю напали подлые инопланетяне: они раздолбали к чертям собачьим Луну и покушались на всю нашу голубую планету. Однако парни всей Земли как один встали на защиту достижений демократии, в результате чего была такая войнушка, такая войнушка, что теперь на Земле живет только робот-мусорщик ВАЛЛ-И, потому что ни люди, ни даже тараканы там не выживут: все раздолбано ядерным оружием.

Вы спросите, куда делись люди? Они перебрались на космическую станцию "Тет", а оттуда - на Титан, где и титанят вовсю. А из земных океанов люди добывают воду, которую потом используют по назначению: помыться, побриться, ну и все такое.

Бывший астронавт Джек Харпер (Том Круз) вместе со своей подругой славной Викторией (Андреа Райзборо) живет на Земле на станции наблюдения и управления, расположенной на огромной высоте. Харпер занимается тем, что ремонтирует дронов - это беспилотные летающие боевые машины. Дроны защищают станции, выкачивающие воду из океанов. А их периодически ломают пришельцы - из вредности.

У Джека с Викой стерта память - из безопасности. Чтобы если их вдруг захватят падальщики - люди так называют пришельцев, - они не смогли выведать у парочки Военную Тайну.

Но память, видать, потерли как-то неаккуратно, потому что Джеку периодически снятся доапокалиптическая Земля, Эмпайр Стейт Билдинг и какая-то женщина, черты которой до странности не напоминают Вику.

По этой причине Джек, во-первых, завел себе на Земле чудесный домишко в небольшой долине среди гор, а во-вторых, каждый раз, когда он посещает земные развалины, Джек притаскивает оттуда то старую книжку, то антикварный компьютер.

В очередной раз отправившись на задание, домовитый Джек притаскивает оттуда на станцию капсулу со спящей красавицей Юлей Русаковой (Ольга Куриленко). Модуль с этими капсулами сверзился с орбиты, и капсулы стали расстреливать дроны, однако Джек защитил капсулу с мисс Русаковой и уволок к Вике.

Нельзя сказать, чтобы Вика была очень довольна служебным рвением Джека, тем более что восстановленная от векового сна Юля утверждает, что она - Русакова-Харпер, да и вообще - она супружница вот этого молодого человека, похожего на Тома Круза.

Ну и трах-бах - на Земле обнаруживается целая колония зионцев под предводительством Морфеуса (Морган Фримен), который даже в подземельях не снимает кокетливые черные очочки, и они растолковывают Джеку основы бытия. Потому что человечество - в ОПАСНОСТЕ и его, как обычно, надо спасать. А уж как там Джек спасет человечество - отправит ли вирус по модему прямо в брюхо инопланетному кораблю или просто подхватит ядреную бомбу и проберется в логово врага - то вам рассказывать не будем, чтобы саспенс вас успел продрать по полной программе.

***

До "Обливиона" Джозеф Косински снял один-единственный фильм - сиквел культового фильма "Трон", который назвали "Трон: Наследие". Сюжет наследного трона был туп до невозможности, однако Косински сюжетом-то и не заморачивался: его больше всего интересовало чисто визуальное воплощение путешествий юного Патрокла по ферромагнетикам жесткого диска древнего компьютера. Ну и надо сказать, что как раз визуал и принес картине $400 млн при $170 млн бюджета, так что у Косински был зеленый свет на любые новые поделки в пределах $150 миллионов. 

Сценарий "Обливиона" Косински писал сам - по своему же графическому роману, то есть комиксу. Надо сказать, что с сюжетом тут, в общем, заметно лучше, чем в "Троне: Наследие", однако видно, что и тут Косински интересует не столько сам сюжет, сколько воплощение всех этих штучек-дрючек: станции над облаками, раздолбанная Луна, хмурые дроны, заброшенная Земля, пульты управления будущего и все такое. Так что сюжетно-фантастическая составляющая тут представляет собой нечто понатыренное отовсюду - с миру по нитке. Клоны и связанные с этим неприятные открытия - один в один из "Луны 2112", земной Ля Резистанс - ну чистый Морфеус с зионцами, сражение с кораблем захватчиков - "День независимости", одинокий Джек на развалинах Эмпайра - "ВАЛЛ-И", участочек с уютной хижиной в горах, где Джек Ричер Харпер выращивает помидоры, - ну просто "Трое из Простоквашино". 

Тем не менее в этом фильме все-таки есть сюжет, который не разваливается на куски, - это уже плюс. 

Том "Садись, пять" Круз отыгрывает своего Джека так, как он всегда делает, когда попадет к режиссеру, который понимает, что фильм создает Том Круз, а он, режиссер, - так, просто пописать вышел. То есть получился эдакий Том Круз в исполнении Тома Круза: ровно, очень профессионально, но абсолютно без изюминки. Что Джек Ричер, что Джек Харпер - один Итан Хант. Бегает туда-сюда, из автоматика - пыщь-пыщь, на раздолбанном Эмпайре - грусть-грусть, на манящее лицо Русаковой-Харпер - зырк-зырк, ну и обязательный проезд на мотоциклике будущего (привет "Трону") в стильных очочках прошлого. За что, в общем, я и не люблю Круза - за то, что когда его не держит за горло жесткая режиссерская рука, как в "Магнолии", то Круз выглядит очень однообразно и стерильно. Понятно, что Крузу нравится любоваться собой, таким правильным и красивым, но мне любоваться Крузом нравится на порядок меньше. 

Куриленко в роли Русаковой - ну просто никак. Но я у нее вообще ни одной приличной роли не припомню: по мне, так она - совершенно бездарная актриса, хотя меня и пробивает чувство невероятной гордости за то, что наша, русская, так круто прорвалась в Голливуде и уже доснималась до мышей бондов с харперами. (Да знаю я, что она не русская, а украинка, знаю: просто в этом чертовом Голливуде на такие гомеопатические различия внимание не обращают, вот такие они бездуховные капиталисты.)

А вот Вика в исполнении британской актрисы Андреа Райзборо (она, кстати, играла Саманту в "Докторе Мартине") - очень понравилась, хотя роль у нее была достаточно малозаметная. Но у Разборо получилось сыграть персонажа, которому реально сопереживаешь: вон у нее какой томкруз чудной - то книжку припрет, то Куриленко. 

Морган Фримен в очочках настолько напоминал Морфеуса, что это было даже смешно. Ну и весь этот "а-ля" зионский тусняк был настолько вторично-третично-четверичен, что всерьез обсуждать его не вижу никакого смысла. 

Сконструированный Косински постапокалиптический мир со злобными инопланетными чебурашками, сопротивляющимися подпольными людьми, суровыми дронами, раздолбанной Землей и уютными хижинками в горах смотрится здорово. Вот с визуальной точки зрения тут все просто на пять баллов: выглядит впечатляюще, каждая деталь и общий стиль оформления продуманы совершенно замечательно. Технические станции, вертолет Джека, колоритные дроны, разрушенная Земля - все это сделано классно. Но оно и понятно, Косински ради этого фильм-то и делал. 

Что в результате? Вопреки ожиданиям не разочарован. Выглядит эффектно, сюжет хотя и понадерган отовсюду - сильно тупым не кажется и более или менее логичен (для кинокомикса), Круз не раздражает, Куриленко традиционно не цепляет, Фримен и сотоварищи - прикалывают, ну и, в общем, правда ваша - неплохое одноразовое кинцо для субботнего вечера в компании бутылочки винца или еще чего покрепче. Одобрям, короче говоря, вполне терпимо. 

P. S. Слово oblivion с английского переводится как "забвение". С чего наши прокатчики дали не перевод, а транслитерацию - поди пойми. Но я их логику понимать уже давно даже и не пытаюсь. 

***









Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 4-
Режиссерская работа 4
Сценарий 4-
Кратко о фильме:
неплохой фантастический кинокомикс
Нужно ли смотреть:
вполне можно