Однажды в Голливуде / What Just Happened
22.01.2009
Бюджет: $25 млн,  Сборы по миру:  $3 млн
Приятно, что мне понравился фильм,
который обругали абсолютно все.
Кот Бублик
- Ты, наверное, ничего не помнишь?
- Я обещал тебе роль в двух фильмах.
- Это было еще до экстази.
Беседа старлетки с продюсером наутро
Мы будем снимать кино или мы не будем снимать кино?
Фраза из старого фильма "Каскадеры"

Бен (Роберт Де Ниро) - известный голливудский продюсер. Не такой, конечно, известный, как Харви Вайнстин Руки-Ножницы, но все-таки известный. Ведь в Голливуде как все происходит? Ты находишься или на пути к успеху, или на пороге успеха либо уже успешен, но тогда приходится сходить с ума при мысли о том, что скоро это все будет потеряно. Вот так и у Бена. Лучшие его фильмы, судя по всему, позади, два брака - также позади, и сейчас Бен занимается обычной продюсерской рутиной, из которой и состоит его продюсерская жизнь.

Рутина номер один - подготовка к фестивалю в Каннах фильма "Жестокость", который снимал очень своеобразный британский режиссер Джереми Брунелл (Майкл Уинкотт). Там, в Великобритании, Брунелл слывет гением и оригиналом, поэтому Бену удалось уговорить сняться в "Жестокости" самого Шона Пенна (Шон Пенн). Однако все эти британские гении ни черта не понимают в святая святых Голливуда - Кассе, поэтому Джереми замахнулся на святое: в финале фильма злодеи, перед тем как прострелить главному герою голову, простреливают башку собачке.

Бен понимал, что это не очень хорошая идея. Однако он не стал давить на Брунелла, предпочитая дождаться тест-показов. На тест-показах зрители были в шоке - эти парни УБИЛИ СОБАЧКУ! Вот это уж действительно - настоящая жестокость! Ну убейте вы главного героя, ну расчлените десяток второстепенных героев и хоть тысячу статистов - но СОБАЧКУ-ТО ЗА ЧТО?!!

Глава студии Лу (Кэтрин Кинер) со зрителями согласна. В конце концов, именно зрители приносят студии деньги, так что все нужно сделать так, как они хотят, - воскресить собачку и не шокировать посетителей кинотеатров. Это не тот шок, который им нужен, решительно заявила Лу.

Джереми, разумеется, пришел в ужас. Размозженная голова собачки символизирует его режиссерские замыслы! Как можно воскрешать собачку, которую так эффектно убили в кадре, как?!! Но Бен понимает, что если Брунелл не подчинится, то Лу сама перемонтирует картину так, как считает нужным, потому что студия вовсе не собирается терять двадцать пять миллионов долларов.

А тут еще одна картина срывается. Причем картина - чистый динамит: сам Брюс Уиллис (Брюс Уиллис) дал согласие сняться в главной роли и уже подписал контракт. Однако Брюс, во-первых, заметно потолстел, а во-вторых, отпустил окладистую бороду! Вы представляете: главный герой фильма, от которого должны сходить с ума все тетки от двенадцати до девяноста лет, теперь жирный, лысый и с окладистой бородой а-ля Карл, мать его, Маркс!

Режиссер - новичок в Голливуде - ничего не может потребовать от Брюса, ведь Брюс - это "наше всё Уиллис"! Он - суперзвезда! Кто он, и кто этот коротышка-режиссер-как-там-его... Агент Брюса Дик Белл (Джон Туртурро) также ничего не может потребовать от актера, потому что, во-первых, его боится, а во-вторых, Брюс агента немедленно уволит. В результате Бену приходится разруливать и эту проблему.

А еще у Бена непрекратившиеся отношения со свой предыдущей женой Келли (Робин Райт), хотя они уже года два как развелись, и Келли при этом путается со сценаристом Скоттом Соломоном (Стэнли Туччи), головная боль в связи со взрослой дочерью от первого брака по имени Зои (Кристин Стюарт), встречи и ужины со всякими возможными инвесторами, постель со всякими старлетками - в общем, мужик буквально горит на работе, просто горит!

***

Барри Левинсон - режиссер хороший, но очень неровный и склонный к излишней слащавости. Забавный, но несколько примитивный фильм "Доброе утро, Вьетнам", мощный "Человек дождя", отлично поставленный, но фактически запоротый Уорреном Битти "Багси", блистательный и мистически прозорливый "Хвост виляет собакой", скучнейшая "Сфера", интеллектуальные и яркие "Бандиты", полностью провальная "Черная ярость" - в общем, его режиссерская деятельность напоминает русскую рулетку: то в голову, то в потолок, то в голову, то в потолок. Два фильма, вошедшие в голливудскую классику ("Человек дождя", "Хвост виляет собакой"), но и несколько серьезных провалов - в общем, стабильности не хватает, как Коля говорил Гоше, он же Жора, он же Юра, он же Георгий Иванович.

"Однажды в Голливуде" (оригинальное название переводится как "Что только что случилось") преподносился Левинсоном как сатирическая комедия. Сатира на Голливуд - именно такие обещания Барри давал зрителям. В кинобазах фильм именуется трагикомедией (точнее, комедией-трагедией) - это, собственно, неудивительно, ибо если сатира, то, значит, комедия или трагикомедия.

Вопреки обещаниям сатиры в этом фильме практически нет вообще! Ни на грамм! Это странно говорить о режиссере, который снял одну из самых блистательных сатир на политиков и киношников "Хвост виляет собакой", но тем не менее это так: "Однажды в Голливуде" - это вовсе не сатира. Это фактически производственная драма (ну, трагикомедия) - примерно такая же, как и "Премия" Гельмана, хотя, врать не буду, "Премия" на порядок скучнее, не говоря уж об интерьерах.

В "Однажды в Голливуде" Барри Левинсон просто показывает некий кусочек из жизни обычного голливудского продюсера. В этом нет ничего сатирического, просто обычная работа. Режиссер из этого Туманного, мать его, Альбиона свалял неправильную концовку? Надо уговаривать и перемонтировать, перемонтировать и уговаривать! Брюс, мать его, Уиллис решил закосить под Усаму Бин Ладена? Надо требовать и ублажать, ублажать и требовать! Аба Петерсон нашел владельца семидесяти магазинов белья, который готов финансировать фильм? Надо встречаться и охмурять, охмурять и встречаться! Келли трахается с Соломоном? Вот сука Келли, вот сука Соломон!

В общем, идет обычная жизнь продюсера, который как бы сидит в седле горячего скакуна, мчащегося во весь опор, и отлично понимает, что стоит ему соскользнуть с лошадки - и все, он останется валяться посреди пустыни без еды, без воды и никому не нужный.

Лично мне было интересно наблюдать за личной и производственной жизнью Бена, чему, конечно, немало способствовал тот факт, что его играл сам Роберт Де Ниро. Но тут очень сложно предсказать, кому это понравится, а кому нет. Наблюдать за производственным процессом интересно тогда, когда этот процесс явно интересует - меня он, безусловно, интересует. А если вам все равно, как делается кино, как проходят тест-показы, как продюсер сражается с режиссером, - тогда кино покажется скучным и дурацким. Впрочем, я даже знаю нескольких людей, которые по работе плотно связаны с кино, и тем не менее этот фильм им совершенно не понравился.

Нужно отметить, что Левинсон и здесь не изменил своей привычке лакировать действительность. Никакой безжалостной правды жизни здесь нет. События показаны крайне однобоко, только со стороны продюсера, который в левинсоновском варианте - просто Матерь скорбящая. Бен в интерпретации Левинсона - человек мягкий, симпатичный, стремящийся угодить и актерам, и режиссеру, и студии. Образ, конечно, интересный, но не имеющий ни малейшего отношения к действительности. (Кстати, Левинсон собственноручно продюсировал большинство тех фильмов, которые снимал как режиссер.) Оно, конечно, понятно, что на продюсере висит огромное количество забот, связанных с фильмом, но продюсер, который стремится угодить всем и вся, - над этим посмеялись даже мы с котом Бубликом, уж на что мы не имеем ни малейшего отношения к Голливуду.

Таким образом, хваленой заявленной сатиры в картине нет как класса! Сатира на Голливуд, причем острейшая - это "Солдаты неудачи". Левинсон же снял просто рабочие будни сферического продюсера в вакууме кипучей голливудской жизни. Но в общем и целом сама суматоха этой работы показана скрупулезно и достоверно, есть много любопытных эпизодов - тест-просмотр, похороны агента, взаимоотношения Бена с Диком Беллом, общение Бена с Келли. Кроме того, в фильме немало замечательных актерских работ: Джон Туртурро отлично сыграл Белла, Стэнли Туччи, как всегда, блеснул в паре-тройке небольших эпизодов, Майкл Уинкотт замечательно изобразил британского режиссера, а Брюс Уиллис со своей обычной самоиронией сыграл офигевшую суперзвезду Брюса Уиллиса.

Все это плюс Боб Де Ниро в роли Бена делает этот фильм по крайней мере пригодным для просмотра. Когда четко понимаешь все его недостатки и можешь оценить достоинства - фильм смотрится неплохо, даже и хорошо. Но я прекрасно понимаю тех зрителей, которые считают картину скучной и слабой. Причем таких зрителей - подавляющее большинство. Барри Левинсон даже может гордиться - по-моему, это первый фильм с Робертом Де Ниро, Брюсом Уиллисом, Шоном Пенном и Джоном Туртурро, который с невероятным треском полностью провалился в прокате: $3 млн сборов по всему миру при бюджете в $25 млн - это что-то фантастическое, достойное Книги рекордов Гиннесса! Обычно сам факт наличия этих имен в титрах уже делает кассу.

Так что смотреть или не смотреть этот фильм - решайте сами. Если что, я вас предупредил.

© 1998–2019 Alex Exler
22.01.2009
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность -
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4-
Сценарий 3
Кратко о фильме:
лакированное голливудское производство
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 15

Рецензия понравилась, но фильм понравился еще больше. Даже не столько сам фильм, сколько его атмосфера. Мяса тут нет, и это обстоятельство не может не радовать. С мясом сейчас фильмов очень много, а хороших, легких, простых и вместе с тем качественных не так чтобы очень. Почему-то сам фильм мне напомнил Осенний марафон, хотя там таки конкретная трагедия, а тут все вполне неплохо закончилось.
17.01.11 14:28
0 0

А вот так вот без Дастина Хоффмана...
27.01.09 17:48
0 0

А вот так вот без Дастина Хоффмана...
27.01.09 17:47
0 0

смотрю, 50ю минуту уже. Ничего интересного пока не произошло, кроваво убили собачку в начале в стиле "кино в кине", реабилитированный полунарк-режиссер устроил потрясную истерику перед продюсерами с вколачиванием кулаков в стол да камео-Брюс Уиллис идиоматично взбрыкнул, отказавшись сбривать свое бородатое сокровище для нужд постановки - вот и все яркие моменты. А, ну да, продюсер нашел под кроватью своей бывшей мужской носок арлекинской расцветки (не свой, вестимо) - посеяли зерно интриги. Думается, раз фильм не коэновский, кроме тягомотины ничего не будет. Жду когда пружина сюжета наконец распрямится.

Ага, я досмотрел. На трагикомедию не сильно тянет. Производственная драма - именно то, что нужно сказать.

режиссера я в титрах посмотрел. Барри Левинсон, значит. Ну так вот - это далеко не лучшее его творение. Но вообще я интуитивно ожидал, что для усиления концовки (хитрая рожа режиссера в исполнении Уинкота позволила это предположить) они скорее всего не просто оставят убиенную собачку, а еще и убьют ее десятью различными способами.

Хотя по зрелищности расстрел муляжа животного с прорезиненными внутреностями, так и выпирающими с экрана, не впечатляет, будь я даже гринписовцем.

Бородатый Уиллис на прощании с евреем-самоубийцей (что он был представительским агентом, до фонаря) выглядел в роли хасида какого-нибудь (забавно смотреть как лютранин играет иудея). Если он и играет самого себя, сложно представить, что это воплощение Pax Americana и играет рок-н-ролл. Интересно, это его естественная борода? Интересно, что это еще за самобичевание: "Кинобизнес - это жестокий мир, в котором воры и мошенники живут припеваючи, а честные люди умирают как собаки. Но в нем есть и свои недостатки". Это на что намек??

Шона Пенна в фильме очень мало, чтобы о нем как-то судить. Ничего не делающая звезда прироста кассы не делает, даже своим присутствием.

Кэтрин Кинер держалсь в образе, поэтому выглядела естественнее всех.

Джон Туртурро, Стэнли Туччи - ну так, манная каша, размазанная по тарелке.

Может, кто-то скажет, что естественнее всех выглядела несчастная собачка?

Какое-то у меня нехорошее впечатление осталось от фильма в стиле "снято походя".

Что хотели показать? кинопроизводство? а где мясо, мясо-то где? Закулисные интриги? Ну и где они? Комичность происходящего? Несоответствие - вот основа комичности. А здесь ее нет. Скучный мир людей, уж и не знающих, чем себя еще развлечь.

Кажется я понял, почему фильм провалился в прокате. Он и делался для того, чтобы развлечь самих себя. Это у голливудских мувимейкеров теперь такой дорогой способ развлечения - "снимать кино как снимают кино".


22.01.09 21:52
0 0

Мистика какая-то. В фильме боялись потерять 25 миллионов из-за отсутствия кассовых сборов, и в реальной жизни как раз таки их потеряли. Может все-таки не нужно было собаку убивать?
22.01.09 21:45
0 0

В свою очередь рекомендую The Player Олтмена.
22.01.09 19:18
0 0

Рекомендую в качестве сатиры на голливуд посмотреть замечательный фильм "Сделка", с Уильямом Х. Мэйси и Мэг Райн. Вот там юмор бьет через потолок, а кое-где вполне приличная сатира. www.imdb.com Кстати юмор о британских режиссерах становится уже правилом для фильмов о Голливуде. Вспомнить только солдат неудачи. В сделке также режиссер британец.
22.01.09 10:17
0 0

Sersy: Рекомендую в качестве сатиры на голливуд посмотреть замечательный фильм "Сделка", с Уильямом Х. Мэйси и Мэг Райн.



Спасибо, уже нашел.
22.01.09 11:01
0 0

Забавно - вчера вечером только посмотрел фильм, а сегодня у Алекса уже рецензия. В целом, кино мне понравилось, хотя ожидал большего - думал, это будет что-то типа "Хвост виляет собакой", но про Голливуд, а не про политику. Но низкие кассовые сборы тоже понятны - фильм рекламировался именно как сатирическая комедия, а получилась почти что драма.

Кстати, у западных критиков мнения достаточно противоречивые. Вот интересная заметка по этому поводу: http://cinemma.ru/2008/12/recenzii-na-film-odnazhdy-v-gollivude/

Насчет "Marley and Me" - наврядли. Там убийство собачки обставлено совсем по-другому и шокирующего эффекта не производит. В этом фильме такой ход, скорее всего, продюсеры как раз одобрили.

Да, и еще: российский дубляж у "Однажды в Голливуде", как на мой вкус, получился очень паршивый.
22.01.09 09:03
0 0

Интересно, а сюжет фильма "Жестокость" - это не ирония над вышедшим недавно фильмом "Marley and Me"? На ютубе такие , что мне прям смотреть страшно: "впервые в жизни я плакал в кино", "такой грустный конец, собачка умирает", "я плакал весь вечер" и так далее.
22.01.09 02:16
0 0

А дубляж не послушали ради интереса ?
Совсем гэ, или нет ?
22.01.09 01:28
0 0

Может быть, Алекс, но, например, в его сериале "Убойный отдел" (Homicide: Life on the Street) www.imdb.com никакой слащавости и в помине нет. Пожалуй, один из лучших сериалов, а тем более фильмов про полицую. Во всяком случае, большей реалистичности не припомню. Кстати, за реалистичность он неоднократно награждался всевозможными премиями. В России все 7 сезонов показывали только по питерскому "Пятому каналу".
vov
21.01.09 23:40
0 0

Алекс, фильм "Авалон" по ссылке не имеет к Левинсону никакого отношения. Это фильм японско-польского производства 2001 года. Барри же снял свою картину с тем же названием ещё за 10 лет до этого.
21.01.09 22:33
0 0

Stix: Алекс, фильм "Авалон" по ссылке не имеет к Левинсону никакого отношения. Это фильм японско-польского производства 2001 года. Барри же снял свою картину с тем же названием ещё за 10 лет до этого.



Ага, что-то я торможу под ночь. Спасибо, исправлю.
21.01.09 22:37
0 0