- Режиссер:
- Роман Полански
Неожиданный вывод кота Бублика
В январе 1895 года французский артиллерийский офицер, сотрудник Генерального штаба Альфред Дрейфус (Луи Гаррель), еврей по национальности, был осужден за шпионаж в пользу Германии. Перед этим сотрудник военной разведки майор Юбер Анри представил в военное министерство бумагу без числа и подписи, в которой сообщалось адресату об отправлении ему секретных военных документов, найденную в выброшенных документах германского военного агента, полковника Шварцкоппена. Полковник Фабр и эксперт военного министерства признали почерк капитана Альфреда Дрейфуса.
Дрейфус был подвергнут перед строем показательной гражданской казни: с его мундира сорвали знаки отличия, его шпагу сломали надвое.
На церемонии гражданской казни присутствует полковник Жорж Пикар (Жан Дюжарден), бывший преподаватель Дрейфуса в Высшей военной школе. Жорж рассматривает процедуру в бинокль, и, когда другие офицеры спрашивают его, как Дрейфус держится, Пикар отвечает: "Как еврей-портной, который потерял кошелек золота".
Дрейфуса отправили в заточение в каменную хижину на острове Дьявола во французской Гвиане, а Пикар получил повышение и стал главой военной разведки. Впрочем, за таким громким названием скрывается достаточно убогое здание с вечно спящим вахтером, сотрудники которого занимаются тем, что перлюстрируют письма и склеивают обрывки документов, добытых из корзины немецкого посольства.
Заместитель Пикара в военной разведке - тот самый майор Юбер Анри (Грегори Гадебуа), после представления которым секретного документа началось дело Дрейфуса. Также в здании работают лейтенанты Лот и Гриблен, имеющие отношение к сбору доказательств вины Дрейфуса.
Через некоторое время сотрудники вверенного Пикару заведения обнаруживают письмо пехотного майора Фердинанда Эстерхази, который, судя по всему, передает информацию немцам. Пикар начал изучать эти документы и выяснил, что почерк Эстерхази совпадает с почерком в той самой бумаге, по которой осудили Дрейфуса. Также Пикар в деле Дрейфуса обнаружил несколько откровенных подлогов, сделанных его подчиненными, и он приходит к выводу о том, что Дрейфус - невиновен.
Он приходит с этой информацией к своему непосредственному начальству, генералу Гонзе (Эрве Пьер), начальнику разведслужбы. Однако Гонзе совершенно точно не нужно новое дело Дрейфуса, и он раздраженно требует от Пикара забыть обо всем этом.
***
Вся эта история с делом Дрейфуса имела широчайший общественный резонанс, причем далеко не только во Франции, и оно привело к серьезному расколу как во французском обществе, так и обществах некоторых других европейских стран.
Об этом деле написаны сотни статей и книг, о нем было снято несколько фильмов (как документальных, так и художественных).
Режиссер Роман Полански интересовался возможностью снять фильм об этом деле очень давно. Несколько лет назад друг режиссера, британский писатель Роберт Харрис, написал о деле Дрейфуса книгу, которая называлась "Офицер и шпион". Харрис изложил эту историю, сделав центральной фигурой полковника Жоржа Пикара, с которым, конечно же, получился интересный казус: Пикар, как и большинство военных того времени, был антисемитом и Альфреда Дрейфуса он и на дух не переваривал (надо сказать, что сам Дрейфус этому способствовал, потому что, как рассказывали современники, он имел очень жесткий и неприветливый характер; впрочем, возможно, это было вызвано его особым положением - единственный еврей в Генштабе в откровенно антисемитские времена).
При этом Пикар очень любил армию, был настоящим служакой, но получилось так, что из-за Дрейфуса он пошел против собственного начальства, при этом не питая к Дрейфусу никаких теплых чувств. Но он провел собственное расследование, убедился в том, что был осужден невиновный человек, а виновный расхаживает на свободе, и Пикар просто не мог оставить эту ситуацию как есть.
Задача перед режиссером стояла очень непростая. О "Деле Дрейфуса" все давным-давно известно, какой-то интриги в рассказе о данной истории добиться очень сложно. Также очень сложно в одном фильме показать, насколько это дело тогда раскололо общество, страсти при этом кипели нешуточные.
Кстати, оригинальное название картины - "J'accuse", то есть "Я обвиняю": это название статьи Эмиля Золя, опубликованной в ежедневной газете "Орор" 13 января 1898 года, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Статья была адресована президенту Франции Феликсу Фору, и в ней Золя обвинял французское правительство и военных в антисемитизме, предвзятости и в том, что они осудили невиновного человека.
Именно после этой статьи произошел раскол во французском обществе, которое разделилось на дрейфусаров и антидрейфусаров. И эта статья запустила процесс пересмотра дела Дрейфуса, хотя полностью невиновным его признали только 12 июля 1906 года, через восемь лет.
Очень многие рецензенты название "Я обвиняю" почему-то пытаются притянуть за уши к обвинениям в адрес самого Полански: как известно, режиссер в 1977 году был в США обвинен в изнасиловании 13-летней девушки, которую он перед этим напоил шампанским с наркотиком метаквалоном, перед вынесением приговора режиссер сбежал из страны и больше в США никогда не появлялся: Поланский жил в основном во Франции, также в Швейцарии и Польше.
Каким образом вообще дело Дрейфуса можно притянуть к Полански - не понимаю в упор, ведь в вине Полански никто и не сомневается, тем более что он ее сам признал (когда пытался достичь соглашения с американской прокуратурой). А что его всю жизнь в этом преступлении обвиняли - ну так за дело же, он никак не является невинной жертвой, в отличие от Дрейфуса.
Впрочем, вернемся к картине. Это и историческая реконструкция, и детектив-расследование, и судебная драма, и даже любовная история (Жорж находится в любовной связи с замужней дамой Паулин Монер, которую сыграла жена Полански Эмманюэль Сенье). Поставлено это все очень обстоятельно, с огромным вниманием к деталям: воссоздание обстановки Франции конца XIX века - просто потрясающее, причем это относится и к работе декораторов, и к работе дизайнеров костюмов, и к операторской работе. Некоторые кадры из фильма - просто ожившие картины французских художников тех времен: Мане, Курбе и Тулуз-Лотрека.
Некоторые зрители сетуют на то, что действие в картине разворачивается очень неспешно и смотреть за тем, как Пикар погружается в эту историю, не очень интересно. Однако как по мне, именно эта неспешность как раз идет на пользу тому, что ты за это время можешь успеть оценить все детали и погрузиться в соответствующую эпоху.
Полански в фильме не пытается как-то манипулировать зрителями, он показывает все как есть. Дрейфус в тех немногих эпизодах, в которых он появляется, выглядит человеком достаточно неприятным, хотя, конечно, вызывает глубокое сочувствие как человек, который совершенно безвинно пострадал.
Пикар также не скрывает своего отношения к Дрейфусу и вообще ко всей этой еврейской шобле-ёбле, но, как я уже писал выше, он бьется не за Дрейфуса, а против несправедливости. И он реально за это серьезно пострадал, что и показано в фильме.
Там вообще очень хорошо показаны все эти тонкости взаимоотношений внутри армии, где во имя "чести" могут совершать довольно гнусные преступления: подлоги, лжесвидетельства и прочее. Дался тебе этот еврей, говорит генерал Гонзе Пикару, даже если он и действительно невиновен! Ты представляешь, какой поднимется скандал, если будет пересмотр дела? А и действительно: пускай невиновный сидит в тюрьме на богом забытом острове, лишь бы армейская "честь" не пострадала. Тем более - какой-то еврей.
(Кстати, интересный момент. Главный идеолог сионизма Теодор Герцль присутствовал на гражданской казни Дрейфуса в качестве корреспондента газеты, и именно тогда, услышав, как толпа скандирует: "Смерть евреям!", Герцль всерьез задумался об идее создания еврейского государства, потому что понял, что "эта музыка будет вечной").
Жан Дюжарден Пикара играет отлично. Очень сдержанно, с минимумом эмоций, но образ получился внушительный и яркий, мне эта роль очень понравилась. И его любовная история с Паулин Монер, которая поначалу выглядит какой-то банальной интрижкой, в итоге получилась достаточно трогательной, особенно в финале.
Очень понравился Грегори Гадебуа, сыгравший человека, с которого вообще завертелось все дело Дрейфуса, - Юбера Анри. Юбер - тоже служака, как и Пикар, однако он служака туповатый и недалекий. Сам думать толком не умеет, но умеет выполнять то, что требует начальство, - в армии таких любят. У Гадебуа Юбер - человек довольно опасный, как опасна любая посредственность, считающая, что она - в своем праве. И хорошо видно, как Юбер ни в грош не ставит нового начальника, хотя чинопочитание у него в крови, потому что он боится, что Пикар разроет его делишки с фальсификацией доказательств в деле Дрейфуса. И там еще хорошо сделана сцена дуэли Пикара с Анри: Пикар вызвал Юбера после того, как тот во втором суде по делу Дрейфуса оговорил его.
Отлично сделанный фильм, мне очень понравился. И лишний повод вспомнить эту историю, вызвавшую нешуточные потрясения не только во Франции, но и во всей Европе, и великолепно воссозданная эпоха, и отличная игра актеров. От Полански я слабого фильма и так не ожидал, но тут он прямо-таки превзошел ожидания.
P. S. Несколько фотографий.
Альфред Дрейфус (во французском, конечно, его фамилия произносится как Дрейфюс).
Мари-Жорж Пикар.
А это актер Луи Гаррель, сыгравший Дрейфуса.
Ну и карикатура тех времен. Семейный обед. Надпись "Давайте не будем говорить о Дрейфусе". Ниже надпись "Все-таки поговорили".
Зрелищность | 5+ |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
отлично сделано
да
А фильм замечательный, соглашусь.
Но всё же до "J'accuse" ему далеко.
Представил себе сериал "В поисках утраченного времени". Серий так на пятьдесят. Та же эпоха, те же места.
Маленькая цитатка (эх, сейчас такого уже не напишут):
-- Мистер Пипер ничего не имеет сообщить!-- успел он прокричать, пока
его не отшвырнул полицейский, только что получивший по голове пивной
бутылкой, брошенной в знак протеста против апартеида и южноафриканца Ван
Пипера. Соня Футл выдвинулась вперед.
-- Мистер Пипер -- знаменитый британский романист,-- громогласно
заявила она, но для таких прямых высказываний время было потеряно, В стену
ударились метательные снаряды, разорванные транспаранты стали оружием, а
Пипера оттащили назад.
-- Я никого не расстреливал,-- вскрикивал он.-- Я никогда не был в
Польше...-- Но его не слушали. Захрюкали полицейские рации: требовались
подкрепления. Выходцев из Сибири оттеснили Веселые Гомосеки, желавшие
заявить о себе. Тем временем кордон прорвали восторженные старушки : они
кинулись прямо к Пиперу.
-- Нет, ничего подобного!-- визгнул он, спасаемый от полицейских.-- Я
самый обыкновенный...
Соня схватила шест бывшего плаката "Чем старше, тем влюбленнее" и
сшибла накладные груди одной из самых порывистых поклонниц Пипера.
-- Не выйдет!-- крикнула она.-- Он мой!-- и оставила без парика еще
одну поклонницу. Веселые Гомосеки шарахнулись от ее всесокрушающего шеста.
Пипер с полицейскими прятались за ее спиною, а Макморди кричал и
подбадривал. В образовавшейся свалке сторонники палестинцев объединились с
радетелями Израиля и начисто ликвидировали Веселых Гомосеков, продолжив
затем собственную битву.
Ахренеть, это же парень из "Мечтателей" Бертолуччи.
Тут смайлик "Я ф шоке".
А за наводку на фильм спасибо: давно хотел глянуть, но два часа потенциальной тягомотины (а такой шанс был, потому что дело реально известное) или возможной политкорректной "авторской обработки" (опять же, потому что всё уже известно и нужно как-то свежую струю внести) с одноногими неграми-геями смотреть не хотелось 😄
Оказывается, есть гипотеза, что Эстерхази был двойным агентом, работавшим также и на французскую разведку (и, возможно, снабжавшим немцев дезинформацией). Это по крайней мере объясняло бы абсурдность поведения военных.
Но посадить невиновного, из каких-то своих "государственных" соображений - случай в истории далеко не единичный.
А вот покрывать реального шпиона, передающего военные секреты противнику, всей мощью госаппарата - это уже за гранью для любого режима.
Не хотелось из зала уходить.
Также будем посмотреть документалку про Поласнки 2008 (такой же неплохой рейтинг на ИМДБ, как и J'Accuse)
www.imdb.com
>>>А что его всю жизнь в этом преступлении обвиняли - ну так за дело же, >>>он никак не является невинной жертвой, в отличие от Дрейфуса.
по трейлеру документалки следует, что Поласнки признался в акте, сделал plea bargain об условном сроке (перед судом), и уже отсидел 11 месяцев к тому времемни. Потом он узнал через третьих лиц, что судья на его plea bargain забил, и намерен впаять ему (много) настощяего срока. Тогда он свалил.
Я бы им наслужил после этого!
То, что он пошёл служить в армию, уже говорит о том, что он не восприниал себя живущим среди "гоев" и не смотрел на Францию, как на страну потенциальных врагов.
Дрейфус родился во Франции. Он был французом еврейского происхождения. Он пытался строить карьеру. Он был образцовым офицером. А вы говорите, что он при этом из Франции, своей родной страны, должен был валить? Куда? Вы о чем вообще? Вы вообще понимаете, о чем речь?
К стати, в первую мировую войну, евреи служили не только во французской армии. В немецкой и австрийской тоже было достаточно евреев.
Лично я очень люблю органную музыку и, будучи человеком достаточно далёком от религиозных обычаев типа месс и прочих бормотаний над свитками, исключительно ради Цезаря Франка и Баха по воскресеньям в своё время ездил за почти сорок миль в чудесную церквушку.
Население того городка в основном составляли выходцы с севера Европы - немцы, шведы, норвежцы, финны. Чёрных там процента 3-4.
Так вот смею вас заверить, что они приходили тоже. Я с одним разболтался; мол, ты католик? Не, говорит. Тут музыка прекрасная, я на следующий год записался в хор.
Так что..
Меня цапнул финальный эпизод. В деле Дрейфуса, когда Пикар был начальником этого самого Второго Бюро, его не волновала честь мундира и всякие внешние обстоятельства. Он воевал за правду. А когда сам стал военным министром и Дрейфус пришел просить об устранении еще одной несправедливости - отказал. Потому что "изменилась политическая обстановка".
p. S. Непонятно только, почему 5+ только за "зрелищность"...