Индиана Джонс и королевство хрустального черепа / Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull
29.05.2008
Бюджет: $185 млн,  Сборы по миру:  $300 млн
А ну, пог'одьте!
Коронная фраза Ирины Спалько
Меня волнует судьба иноземного скелета, оставшегося в руках КГБ.
Признание кота Бублика
Продается "форд" с разбитой фарой.
Хохма из журнала Maxim
КГБ вышел в финал.
Отзыв кота Бублика

Кризис сценарных идей (плюс обнагление сценаристов) в Голливуде приводит к тому, что бурный продюсерский поток бьется то об один, то о другой скалистый берег бурного кинематографического моря, рождая довольно странные модные течения. Сначала появилась мода на экранизацию комиксов: подобные фильмы стали появляться то у одного, то у другого режиссера, а потом рванули таким девятым валом, что сейчас чуть ли не каждый второй фильм в качестве "литературной" основы имеет комиксоидное происхождение. Затем пошла мода на ремейки, причем если сначала они делались на иностранные фильмы (французские, итальянские), то после этого стали появляться ремейки на старые голливудские фильмы, а потом пошли ремейки чего угодно - включая даже совсем недавние успешные картины. Ну и третья волна - продолжения старых суперхитов, давно занявших свое место в пантеоне голливудской киноклассики.

Тон тут задал Сильвестр Сталлоне. Давно сошедший со звездной сцены Слай, который в последние годы если и появлялся, то исключительно со всяким отстоем вроде "Гонщика", вдруг взял да и так выстрелил продолжениями своих культовых "Рокки" и "Рэмбо", что киноманы долго и задумчиво чесали в затылках, приговаривая: "Ну, старичок, ты и зажег, старичок, мы даже не ожидали".

Лукас и Спилберг тоже не смогли остаться в стороне. Неважно, кто именно там выступил катализатором интеграционных процессов, но они давно уже решили реанимировать боевого профессора Индиану Джонса, который сходил в последний крестовый поход вместе с Шоном Коннери и, казалось, навеки успокоился вместе со своими любимыми артефактами.

Собственно, разговоры о квадриквеле (какое мерзкое слово) велись уже лет девять, но Спилберга все не устраивал сценарий. Многие сценаристы трудились над литературной основой новых приключений неуловимого Инди, однако старина Спилберг всем давал от ворот поворот - даже Фрэнку Дарабонту, которого, как говорят, отказ жутко обидел, так как он в свой вариант сценария вложил много сил.

Но тут Харрисон Форд заявил Спилбергу, что еще немного и он, как древний "Форд Т", развалится на составные части, поэтому придется снимать фильм о приключениях сына Индианы, дочки Индианы или даже его внуков, но никак не самого доктора Джонса, который только и мечтает о том, чтобы выйти на пенсию, а знаменитый кнут использовать исключительно для выпаса мирных домашних животных вроде сусликов.

Спилберга это заявление подстегнуло похлеще индианского кнута, поэтому он быстро засадил сценариста Дэвида Коэппа за работу, предложив вдохновляться лучшими идеями уже разработанных сценариев, в результате чего в 2006 году фильм был запущен в производство, а в 2008-м попал на экраны.

Теперь немного о сюжете. Профессор Джонс счастливо пережил Вторую мировую войну, во время которой он ревностно работал на родные американские спецслужбы - то ли искал для них очередной Грааль, то ли требовал от древних богов помощи молодой американской демократии. Потом он с головой ушел в преподавание на кафедре, уже не помышляя о всяких экспедициях, но в 1957 году профессора откопала боевая группа бравых кагэбэшников во главе с фанатичной красоткой Ириной Спалько (Кейт Бленчетт), которая стряхнула у Индианы пыль с ушей и песок с суставов, после чего отвезла его в пустыню Невада, где их как раз дожидалась суперсекретная американская военная база, бдительно охраняемая аж пятью солдатами.

Легендарные кагэбэшники перемещаются по Неваде так, как и полагается этому гордому племени, - на десятке вездеходов и броневиков, снабженных кучей самого разнообразного оружия. Почему у них при этом не было советских танков и самолетов - непонятно, тем более что дальний потомок Ирины Спалько Прекрасная Полковница Заворотнюк в пустыню к международным террористам нагнала этой военной техники столько, что просто небо потемнело.

Зачем Спалько военная база и профессор Джонс? А на базе подлые американы держат некий секретный ящичек, оставшийся после знаменитой аварии в Нью-Мексико. Спалько знает, что хранится в этом ящичке. И Джонс знает. Поэтому, чтобы не терять силы и не ворочать ящики в здоровенном ангаре, Спалько привозит профессора, который должен выступить в качестве ищейки. Поначалу Джонс отказывается вот так вот сразу предать американский народ и его вооруженные силы, но потом, сраженный изумительным фрикативным "г" мадам Спалько и подбодренный уколом ее любимой кавалерийской сабли, все-таки отыскивает заветный сундучок.

Ну и пошло-поехало. Небольшой ядерный взрыв, крутой пацанчик по прозвищу Дворняжка Уильямс (Шайя Лабаф), письмо профессора Оксли (Джон Харт), неожиданная встреча с Марион Ревенвуд (Карен Аллен), предательство старого друга Мака (Рэй Уинстон) - короче говоря, теперь Инди совершенно погрязнет во всех этих старых городах, хрустальных черепах, милых его сердцу артефактах и дверях в параллельные миры. Ну а бравый отряд кагэбэшников будет сопровождать Индиану и его друзей до самого королевства хрустального черепа. Им хочется привести хрустальные черепа в лоно святой коммунистической идеологии. Есть у них такая светлая цель.

***

В общем, квадриквел-шмадриквел получился у Спилберга и его закадычного друга Лукаса вполне неплохо. Особенно учитывая тот факт, что я ничего хорошего как-то и не ожидал - было бы наивно думать, что они смогут воскресить старого Индиану. Старого - не в смысле Форда с намотанными двумястами тысячами пробега по бездорожью, а в смысле старого доброго Индиану, которого мы знаем и любим.

Тем не менее как раз Индиана, то есть Форд, смотрится максимально достойно, учитывая его вторую половину шестидесятых. Ну да, тот же доктор Джонс, только постаревший, однако не растерявший своей былой крутости. Он теперь не настолько легок на подъем, уже не приходит в такой дикий восторг от артефактов (годы берут свое), но за черепами гоняется вполне лихо, попутно воспитывая молодого обалдуя.

Молодого обалдуя Шайя Лабаф сыграл именно так, как полагалось по сценарию. Лабаф с трансформерных времен подрос, возмужал, подкачался и смотрится вполне на месте. Мне он понравился, и я совершенно не согласен с теми рецензентами, которые его почему-то кроют на все корки. А за сцену с "пижонами" в кабачке - вообще отдельное спасибо: она мне напомнила первый "Назад в будущее".

Впрочем, с напоминаниями в фильме все в порядке. Спилберг специально отказался от цифровых камер и снимал четвертого "Индиану" по старинке: на пленку и с минимальным использованием современных компьютерных технологий. Четвертый фильм должен был четко напоминать манеру первых трех - у них это, в общем-то, получилось, хотя, на мой взгляд, некоторые сцены, особенно на древнем кладбище, смотрелись уж очень искусственными, студийными - в старых фильмах такого не было.

Что в фильме плохо? Сценарий. Семь лет сценарных мук закончились ожидаемым пшиком: в сценарий напихали по чуть-чуть оттуда, отсюда, из тех, из этих и из "Капитала" Маркса, в результате чего цельности повествования предыдущих трех лент нет и в помине. Остались одни штампы. Вместо нацистов - кагэбэшники, вместо папаши Джонса - юный Уильямс, вместо Храма Судьбы или Ковчега - хрустальные черепушки и древний город, однако объединяет это все такая рваная канва мутного коктейля из "аварии инопланетян" и древних инопланетян с их волшебными черепами, что людям с коэффициентом IQ чуть более сорока лучше и не пытаться там все разложить по полочкам, ибо это чревато вывихом левого полушария.

С визуальной же точки зрения здесь все хорошо. Сто восемьдесят миллионов потрачены явно не только на гонорар Харрисону Форду - это отлично видно. За автомобильные и мотоциклетные погони, перестрелки, бешеных муравьев и древний город можно даже простить чудесное спасение Индианы, залезшего в холодильник в эпицентре ядерного взрыва. Да пусть хоть в тумбочку залезет дорогой наш старикашка - лишь бы спасся, правильно?!!

Визуально стиль классической трилогии выдержан очень четко. Тут тебе и древние города, и заброшенные кладбища, и красивые артефакты, и жуткие западни, и таинственные механизмы, которые от нажатия неприметной штучки-дрючки начинают елозить туда-сюда шестеренками, балками, каменюками, блоками и так далее, эффектно поднимаясь, разъезжаясь, отворяясь во все стороны.

Юмора в фильме, правда, стало поменьше, но Индиана все-таки пару раз удачно пошутил, а кроме того, небольшая армия долбанутых русских кагэбэшников в сердце Америки, ведомая лихой кавалерист-девицей с шашкой на боку и серпом с молотом между лопатками, - это же сама по себе очень удачная хохма, не правда ли?

Таким образом, фильм я оценил бы на четверочку с минусом. Посмотреть вполне можно. Пересматривать его, в отличие от первых трех фильмов, я не буду совершенно точно, но как попытка возродить старых героев в состоянии боевитой старости - вполне достойно. Только сценаристу нужно что-нибудь оторвать. Хотя бы руки.

P. S. Не знаю, что именно российские прокатчики наваляли с переводом, но озвучка как таковая сделана максимум на тройку. Плохо подобрали голоса, вялые интонации. А друзья с Украины рассказывали, что у них четвертый "Индиана" идет вообще в потрясающем варианте: американцы все говорят по-украински (дубляж), зато кагэбэшники - по-русски. Картина просто психоделическая.

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 4-
Режиссерская работа 4
Сценарий 3
Кратко о фильме:
неплохо
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 17
американцы все говорят по-украински (дубляж), зато кагэбэшники - по-русски.



Какой ужас!!!!!
11.04.13 12:28
0
Не совсем понятно, почему Алекс сетует на то, что юмора в фильме стало меньше.

По-моему как раз наоборот - тут нескончаемый поток юмор. Я бы даже сказал натуральный шуткопад. Причем начинается он с первых секунд картины и благополучно завершается аккурат под титры. И если каждый из предыдущих трех фильмов представлял собой масштабное приключение с лихим, но при этом продуманным и достаточно серьезным сюжетом, удачно пропитанным сочным юмором, то четвертая часть, учитывая откровенно идиотский сценарий и ярко выраженную молодежную направленность, горделиво демонстририует сумасбродную комедию с элементами приключений, во время которых все куда-то весело несутся срочно исследовать новые исторические ребусы под громогласно-приторные фанфары.



Хотя если откровенно, то непосредственно археологических изысканий тут как раз немного: гробница, поздка по джунглям, облепленным голодными муравьями и, собственно, убогая пирамида с дюжиной разукрашенных чингачгуков, которая по всей видимости и является тем самым звучным "королевством". Поэтому как раз меня совершенно не смущало ощущение буффонадности сюжета и нелепой наигранности приключенческой части. Ведь в конце концов какая к черту разница куда бегут все эти размалеванные дуралеи, при чем тут КГБ, зачем ядреный взрыв, откуда инопланетяне, с какого бодуна прозрачный череп ищется, находится, а после вновь перепрятывается. Ведь основное незыблемо, аки тысячелетняя пирамида: Инди снова с нами, а значит впереди веселые разгадывания заковыристых кроссвордов и охи вздохи отважного искателя в адрес ненавистных змей и красоток, упорно вешающихся на мощную шею.



Но несмотря на преемственность традиций и бодрые улепетывания, необходимо констатировать, что помимо сценария и музыки, о которых много хорошего сказать не получается, глобальная фигня тут приключилась именно с юмористической частью. Юмор получился каким-то наигранным и даже вымученным. Каким-то неестественным. Каким-то натянутым что ли, как карикатурная любовь главных героев, порохом рванувшая в трудную годину. Как будто режиссер поставил жесткую задачу - шутим каждую минуту! И актеры, прилежно следуя поставленной целе, активно зубоскалят по поводу и без, превращая картину в сплошной юмористической конвеер.



Вот он главный прокол мнимого претендента на равного среди трех могикан - конвеер. Ведь каким был прошлый Инди? Штамповкой? Дешевкой? Вульгарщиной? Да ну что вы! Старый Инди - это выверенная, мастерская, буквально ручная работа, в которую вложена душа и нет места мало мальскому обману. Он как известная фраза "Вы не ширпотреб, Вы - интпошив!" Поэтому его и пересматриваешь не раз. Потому что нравится, радует, волнует, цепляет. Потому что не китайская подделка, а вещь, которой сносу нет, даже если кому-то кажется, что тем фильмам уже недостает гламурности и компьютерная графика вызывает скорее улыбку. Возможно, хотя я считаю, что в этом их преимущество перед нынешними блестящими однодневками.



Ладно, довольно ностальгии, вернемся к комедии, которой призывно манили, скрывая в кармане большущую фигу. Так вот - разве может фильм, который по сути комедия, считаться хорошим, если он фактически не смешной? Пусть яркий, пусть стремительный, пусть заводной, пусть снова Инди с хлыстом, а рядышком забавный молодой попрыгунчик, который потешно верещит, грозно топает ножками и яростно вращает глазками. Пусть так. Но не смешно, а скорее даже грустно от того, что совершенно тупой сюжет приводит в движение вымученную клоунаду, которая завершается благостной и потому совершенно оглушительной пошлостью...



Далеко не все шедевры нуждаются в продолжениях. Индиане в этом плане не повезло точно также, как Крепкому орешку или нашим Иронии судьбы вместе с Джентльменами удачи. Впрочем продюсеры, конечно же, придерживаются другого мнения. А неплохая касса, собранная фильмом, недвусмысленно намекает на то, что 5 часть "удачно" возрожденной франшизы грядет. А если посредственное кино тоже приносит солидные барыши, значит пусть хорошее кино пока подождет...
25.02.13 02:54
0
И у Спилберга бывают ляпы. www.rus.1gb.ru/kinolapsus/indianajones4.htm
А вообще главная беда именно этой части – саундтрек. Я на память могу воспроизвести все темы из оригинальной трилогии, и был очень удивлён, что кроме основной темы Индианы Джонса, в фильмы использованы и другие, позаимствованные из первой части. Причём в остальной трилогии для каждой части все темы, кроме основной, были новыми и никогда не повторялись. Но что самое обидное – темы, написанные специально для нового фильма совершенно не запоминающиеся. Ну – играет что-то, а что – даже не заметно. После первого просмотра я к своему удивлению не могу вспомнить ни одной новой композиции, хотя легко узнал все старые (романтическая тема Мериан, мистическая тема ковчега, модифицированная но узнаваемая тема погони). Причём после многократного повторного просмотра всё равно ничего не запомнил. Хороших новых тем там нет. Просто – там тададам, тарам, пам-пам. Классическое нотное графоманство.
20.04.09 17:33
0
Цитата из украинской версии "Индианы".
Обращение Форда к КГБшнице: "Судя по вашему акценту - Вы из восточной Украины". Народ в зале ржал 5 минут :)
09.06.08 12:16
0
Тон тут задал Сильвестр Сталлоне.

Тон скорее задали задолго до него. Ещё наверное звёздными войнами и третьим терминатором.



Medoff: Цитата из украинской версии "Индианы". Обращение Форда к КГБшнице: "Судя по вашему акценту - Вы из восточной Украины". Народ в зале ржал 5 минут

Цитата из английской версии: "I should think maybe Eastern Ukraine".
16.11.08 21:01
0
Medoff: Цитата из украинской версии "Индианы". Обращение Форда к КГБшнице: "Судя по вашему акценту - Вы из восточной Украины". Народ в зале ржал 5 минут

то же и в русской версии
13.06.08 18:13
0
Неплохой фильм, имхо. Не пожалел потраченных денег всяко. Добротная четверошная адвенчура, динамичная, с красивыми махычами на движущихся машинах и бегствами от диких-диких муравьев. Форд - молодец, смотрится пристойно =)
08.06.08 11:06
0

Ranger:
Алекс, видел уже новый перл от питерских коммунистов? Дают Спилбергу последний шанс



Ну неверю я, что это серьезно! Стеб чистой воды.



В том-то и беда, что никакой это не стеб, коммунисты действительно так думают. Моему деду приносили газету (бесплатно, он её не выписывал), издаваемую сегодня комапртией, там подобного маразма на 4 печатных листа.



p.s. Еще: вспомните, вы когда-то встречали у коммунистов хоть один пример самоиронии?
03.06.08 13:25
0
Средненький фильм. На мой взгляд, тем, кто любит пересматривать фильмы об Индиане Джонсе, лучше не портить впечатление от старых фильмов. А Форд-то как постарел... Время, однако.
02.06.08 14:20
0
между прочим, Индиана Джонс - агент Маркуса Вольфа. Об этом он сам говорит в эпизоде, когда декан спрашивает Джонса, куда же он поедет после увольнения из университета. Индиана Джонс говорит в ответ, что поедет сначала в Нью-Йорк, потом в Лондон и затем Лейпциг, где будет преподовать.
Для справки лейпциг в то время - это часть ГДР, союзника СССР.

Так, что опасения ФБР на счет честности Индианы Джонса были обоснованы.
MNL
30.05.08 13:50
0
Какая-такая "невадская авария"? В фильме дана чёткая ссылка на крушение неопознанного объекта в 1947 году неподалёку от городка Розуелл, штат Нью-Мексико...
29.05.08 16:42
0
Самое слабое в фильме - это, конечно, сценарий. Инопланетный разум "ввозят" в фильмы только из-за отсутсвия более адекватных идей. Хотя, признаюсь, смотрел в вск в "Меге", где, кстати, был замечен не кто иной как Алекс Экслер + Гран Туризмо 5 Пролог + Роботы с АИ, так вот, к концу в зале началась массовая истерия - не только среди маловозрастных детишек, но и среди более-менее взрослого населения)

И: уже посмотрел английский вариант - действительно, русская озвучка нууу очень проигрывает оригинальной - скорее, по интонациям, бодрости и другим не менее важным критериям(
29.05.08 12:33
0
Алекс, на Просто Радио это было смешно). Привет из Одессы.
29.05.08 12:32
0
Мне не очень понравилось, все недостатки хорошо описал Алекс. Конец так вообще заставил меня уткнуться лицом в ладони. Перемудрили.
Fae
29.05.08 11:27
0
Алекс, видел уже новый перл от питерских коммунистов? Дают Спилбергу последний шанс:
www.kplo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=518&Itemid=5
28.05.08 23:23
0
Ranger: Алекс, видел уже новый перл от питерских коммунистов? Дают Спилбергу последний шанс


Ну неверю я, что это серьезно! Стеб чистой воды.
29.05.08 12:47
0
Ну не знаю, специально нашел в сети оригинальную дорожку, явных ляпов переводчика нету. Отклонения от текста есть, но в пределах "литературного перевода".
28.05.08 14:38
0