Славные парни / The Nice Guys
7,5
Рейтинг IMDB: 7,5
Рейтинг читателей: 3,5
Рейтинг Экслера: 7,5
Бюджет: $50 млн,  Сборы по миру:  $36 млн
Давненько я не видел такого классного
черноюморного боевичка. Где-то
со времен "Поцелуя навылет".
Признание кота Бублика
На "Славных парней" очевидно повлияли сразу нескольких фильмов, и прежде всего "Ночи в стиле буги" (впрочем, создатели этого и не скрывают - кроме нескольких непосредственных ссылок в "Парнях", кажется, появляется подросток Дерк Дигглер). Но если фильм Пола Томаса Андерсона был гимном 70-м и хроникой распада этого беззаботного времени, то "Славные парни" - это неудавшаяся вечеринка в особняке порномагната. Как такое можно испортить? А вот, глядишь, можно.
Катя Загвоздкина

70-е, Лос-Анджелес. Частный детектив Холланд Марч (Райан Гослинг) расследует обстоятельства смерти порнозвезды Мисти Маунтинз. Расследование выводит его на девушку по имени Амелия Каттнер (Маргарет Куэлли), и Марч пытается отыскать ее.

Сама Амелия Каттнер нанимает костолома Джексона Хили (Рассел Кроу), чтобы он припугнул Марча и заставил его отказаться от расследования.

Хили должным образом выполняет требуемое, однако через непродолжительное время случается так, что ему самому нужно отыскать Амелию, в результате чего он предлагает Марчу объединиться в команду.

Марч, разумеется, первоначально против этого возражает, но потом понимает, что помощь этого крутого парня будет совсем нелишней, после чего они начинают работать вдвоем. Точнее, втроем, потому что за ними все время увязывается дочь Марча Холли (Энгаури Райс) - девочка-подросток, которая не по годам умна и сообразительна.

Ну а дальше - чарующий мир порно, фриковатые бандосы (Кит Дэвид и Бо Напп), безуспешно наезжающие на Хили, большая политика в лице Джудит Каттнер (Ким Бэсингер), несколько трупов, интересы автомобильных компаний и финальное чукалово - строго по законам жанра.

***

Шейн Блэк - эдакое золотое дитя Голливуда. Он ворвался туда со сценарием о двух полицейских напарниках: один - одинокий белый с суицидальными наклонностями, второй - черный, отличный семьянин. По этому сценарию, как вы уже догадались, сняли фильм "Смертельное оружие", ну и дальше понеслось, тем более что Блэк кроме продолжений данного культового боевика также написал сценарий еще одного культового боевика - "Последнего бойскаута".

Поэтому за сценарий "Последнего киногероя" он получил аж миллион, а за сценарий "Долгого поцелуя на ночь" ему неосмотрительно заплатили фантастические четыре миллиона, однако сокрушительный провал обоих этих фильмов чуть не поставил крест на карьере Блэка.

Шейн тогда лет на десять исчез с горизонта (сценарий к четвертому "Смертельному оружию" писал уже не он), но потом объявился в 2006 году уже в качестве режиссера, сняв криминальную черноюморную комедию "Поцелуй навылет" с Робертом Дауни-младшим, Вэлом Килмером, блэкджеком и шлюхами, которая очень понравилась критикам (да и зрителям, в моем с котом Бубликом лице), но в прокате с треском провалилась, так что карьера Блэка как режиссера выглядела не слишком оптимистично.

Впрочем, через следующие десять лет другой золотой мальчик Голливуда, переживший долгое забвение, но сумевший заново взобраться на кинематографический олимп, помог старому другу. Речь, конечно, идет о Дауни-младшем, который к моменту съемок третьего "Железного человека" уже обладал в Голливуде таким влиянием, что потребовал посадить Блэка в режиссерское кресло.

Там, конечно, Блэку было не разгуляться, учитывая жесточайший контроль франшизы со стороны продюсеров, однако триквел, на мой взгляд, получился заметно лучше сиквела. Ну и так как триквел по сборам ровно в два раза обогнал сиквел, подняв аж $1215 миллионов, перед Блэком снова открылись самые разнообразные возможности.

Он этими возможностями и воспользовался, найдя финансирование для нового фильма, который снял по своему сценарию, причем никакие продюсеры в процесс производства не лезли.

По стилю отвязного черноюморного боевичка "Славные парни" буквально с первых кадров, с одной стороны, чем-то напоминают "Поцелуй навылет", но с другой - новый фильм, пожалуй, будет покруче и повеселее.

Блэк в этой картине создал некий стебовый сплав из боевичков начала девяностых, при этом персонажей поместил в лихие калифорнийские семидесятые, также сделав чисто киноманские отсылки к нескольким старым фильмам, да и характеры персонажей имеют прямые отсылки к двум известнейшим картинам - "Секретам Лос-Анджелеса", в которой, кстати, Рассел Кроу снимался с Ким Бэсингер, ну и Марч - эдакий стебовый Риггс из "Смертельного оружия": тоскует по погибшей жене, много пьет и все такое. Только Риггс был смертельным оружием, а Марч - Раздолбай Раздолбаич по фамилии Раздолбаев.

Вообще, надо сказать, что выбор актеров на главные роли меня поначалу удивил. Кроу обычно играет суровых недоверчивых крепышей, хотя и периодически уходит в сторону чокнутых профессоров или грозы любимицы всех домохозяек Америк с последующим ненадолгим переездом любимицы на австралийскую ферму грозы.  

Стиль же Райана Гослинга - полумедитативный обаяшка с легкой полуулыбкой на лице, который выражает минимум эмоций, но при этом создает более чем харизматичный образ.

Здесь же оба играли совершенно на срыве стереотипа. Хили Рассела Кроу по стилю напоминает персонажей Жерара Депардье из старых комедий, где он играл на пару с Ришаром. Хили могуч, невозмутим, решает проблемы и постоянно вызволяет Марча из опаснейших ситуаций, в которые он вляпывается из-за своего дурацкого характера.

Хорошо видно, что Кроу эта роль доставляет большое удовольствие и он играет своего Хили просто-таки с упоением.

Но кто еще больше удивляет, так это Гослинг в роли Марча. Самый паршивый детектив на свете, человек бесхарактерный, увлекающийся, непрерывно пьющий, способный облажаться в любой ситуации, но при этом - неимоверно обаятельный и очень забавный.

Гослинг, с одной стороны, на своих типовых персонажей не похож совершенно, но с другой - полностью сохранил свою харизму, так что Марч - это вообще что-то с чем-то, про него можно снять как минимум не один фильм. 

С ним много классных эпизодов, но самый шикарный - это как Марч, свалившись с балкона вечеринки порнокороля, обнаруживает труп, сидящий рядом с деревом, и пытается при этом почти безмолвно вызвать Хили. Мы там с котом Бубликом ржали просто в голос. 

Очень понравилась Энгаури Райс, сыгравшая дочку Марча Холли. Умненькая девочка, которая, с одной стороны, понимает, какой ее папашка хреновый детектив, но с другой - она его действительно любит и участвует в расследовании, чтобы оберегать непутевого родителя. Холли получилась очень яркой и симпатичной, а в некоторых эпизодах она просто-таки перетягивала на себя зрительское внимание. 

Ну и у Мэтта Бомера тут был прикольный эпизод, где он изображал убийцу по имени Джон Боу: киллер у Бомера получился очень колоритный. 

Некоторые зрители приходят в восторг от появления в картине Ким Бэсингер - на мой взгляд, она сыграла традиционно бездарно. Я до сих пор в упор не понимаю, за что ей дали "Оскара" после "Секретов Лос-Анджелеса", и считаю, что ее актерский потолок - "неожиданно удачные" фильмы про женскую месть.  

В картине много забавных хохм, она очень динамичная, веселая, но при этом стебовая и черноюморная. Блэк явно продвинулся вперед после "Поцелуя навылет", который и сам-то был очень неплох, но, к сожалению, прокат фильма продемонстрировал, что этот стиль не особенно близок массовому зрителю, которому требуется что-нибудь попроще и потупее: несмотря на высокий рейтинг на IMDB и на вполне благожелательную реакцию критики, в прокате картина провалилась с диким треском, так что продолжения, увы, не будет по определению. 

А жаль, очень жаль, я давно не видел такой классной черноюморной боевитой комедии. Кстати, и тут, кроме "Поцелуя навылет", также вспоминается шикарное британское ограбление в стиле диско под названием "Ты - труп"

К сожалению, все эти фильмы - для относительно немногочисленной аудитории, поэтому они появляются довольно редко. Но будем ждать, когда Блэк снимет что-нибудь еще, причем по возможности - не "Железного человека". 

Кстати, послушал, как это все дублировали. В переводе, как обычно, многие шутки или потускнели, или вовсе потерялись, однако озвучка, на мой взгляд, сделана достаточно качественно.  

P. S. Не очень понял, зачем дистрибуторы для русского проката данного фильма дали название, совпадающее с классическим фильмом Мартина Скорсезе. Ну да, The Nice Guys можно перевести как "славные парни", но что мешало подобрать какой-нибудь синоним, чтобы зрители не путались? 

P. P. S. Кинокритик Катя Загвоздкина, сравнивающая "Славных парней" с "Ночами в стиле буги", - это ржачка несусветная. Хорошо хоть с "Броненосцем Потемкиным" не сравнила. 

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
классно и весело
Нужно ли смотреть:
да