- Режиссер:
- Виктор Шамиров
Респекты кота Бублика
Гоша Куценко
Два брата. Один, Артем (Гоша Куценко), живет в Москве, работает менеджером на хорошей должности. Прилично обеспечен, ездит на дорогой машине, имеет большую квартиру и потихоньку собирается жениться. Второй, Валентин (Виктор Шамиров), живет в городе их детства Волгограде совершенно убогой жизнью и женат на какой-то откровенной стерве.
Что интересно, богатый Артем с родителями практически не общается и никак их не поддерживает. А вот нищий Валентин с родителями в постоянном контакте и о них заботится.
Отец Артема с Валентином сильно заболел. Валентин перед самым Новым годом привез в Москву снимки и результаты анализов, чтобы показать их именитому профессору (Николай Чиндяйкин). Выводы профессора неутешительны: их отцу осталось жить максимум несколько месяцев.
После визита к профессору Валентин не успевает на поезд, и тогда Артем везет брата к себе. Дома Артем брату покупает билет на самолет на следующий день. По идее, Артему надо лететь в Волгоград с Валентином, чтобы пообщаться с отцом, но он не может: в новогоднюю ночь у него важное корпоративное мероприятие, на котором Артем должен петь песню для своего босса. Босс - фанат музыки из "Иронии судьбы", и все крупные менеджеры будут исполнять по песне оттуда. Артем очень надеется, что босс обратит на него внимание и он с ним потом сможет обсудить один важный вопрос.
Ночью за стенкой у соседей начинается скандал с мордобоем. Артем вызывает милицию, соседку с ее сожителем увозят в отделение. Ребенок соседки девочка Алена (Александра Петрова) остается на лестнице, потому что у нее нет ключей. Артем приводит Алену в свою квартиру, чтобы она не сидела на лестнице.
На следующий день начинается жуткая предновогодняя суета: Артем пытается отвезти Валентина на самолет, доставить Алену к ее отцу, получить в прокате смокинг для вечера, забрать туфли своей подруги Насти (Олеся Железняк), которая должна идти с ним на вечер, - в общем, как обычно, все будет складываться не совсем так, как он планировал.
***
Виктор Шамиров - театральный режиссер. С определенного момента он начал свои самые удачные спектакли превращать в полнометражные картины. Так, по мотивам известного спектакля родился чудесный фильм "Дикари", в котором Шамиров сумел настолько замечательно передать дух и атмосферу "дикого" крымского отдыха, что это было совершенно удивительно. Потом Виктор сделал киноверсию спектакля "Упражнения в прекрасном", и это также получилось очень искреннее, невероятно атмосферное и просто замечательное кино.
"Со мною вот что происходит" - это первый фильм Шамирова, который не является киноверсией спектакля. Сценарий этого фильма Шамиров с Куценко, с которым они дружат очень давно, написали еще в 2007 году. Но тогда, в кризис, они не нашли финансирования для этого проекта, несмотря на то что планировали совершенно мизерный бюджет.
В 2011 году продюсер Андрей Новиков предложил Шамирову свою помощь в финансировании фильма. Виктор с Гошей сели переписывать сценарий: они его, во-первых, подгоняли под очень жесткие бюджетные рамки (первоначально вообще хотели уложиться в шесть миллионов рублей, но в конце концов пришлось потратить девять миллионов), а во-вторых, прошло время, они уже изменились, поэтому, соответственно, изменился и сценарий.
Подготовка к картине заняла совсем немного времени, а снимали они буквально на коленке. Для эпизодических ролей приглашали друзей и знакомых, которые играли без оплаты, снимали в своих квартирах, просили бесплатно пустить их в какие-то помещения, чтобы отснять очередной эпизод, - ну, тут, конечно, срабатывал Куценко, которому мало кто мог отказать, - а на улицах Москвы снимали фактически подпольным образом, без разрешений.
Важную роль в картине играет волшебная музыка Микаэла Таривердиева из "Иронии судьбы". Первоначально кажется, что это решение Шамирова - как минимум небесспорное. Очень опасно строить музыкальное сопровождение картины на известнейшей музыке из невероятно популярного и любимого всеми фильма.
Но это совершенно сознательный подход, потому что в фильме Шамирова очень много аллюзий к "Иронии судьбы". Преддверие и встреча Нового года, конкурс с песнями из "Иронии судьбы", которые героями фильма исполняются нарочито непрофессионально, диск с фильмом "Ирония судьбы", который Артем покупает отцу на Новый год. Ну и мысль о том, что в Новый год всегда ждешь какого-то чуда, а потом понимаешь, что на самом деле чудес в этой жизни практически не бывает. Хотя это и не повод перестать это чудо ждать.
Как обычно, картина у Шамирова получилась очень хорошей. Однако она совершенно не такая, как "Дикари" или "Упражнения в прекрасном". Шамиров сам в интервью говорил, что ему хотелось снять серьезное кино, не комедию. Однако я бы не назвал "Со мною вот что происходит" ни мелодрамой (как оно именуется в кинобазах), ни драмой, хотя драматичных моментов там достаточно. Все-таки, на мой взгляд, этот фильм больше относится к трагикомедиям. Потому что Шамиров и здесь использует свою фирменную мягкую иронию и ненавязчивый саркастичный юмор.
Для самого Шамирова и для Куценко это был очень личный фильм. Во-первых, они и в жизни - как братья: давно знакомы, очень дружат и делали немало совместных проектов. Во-вторых, во время работы над сценарием у Куценко очень тяжело болели родители, так что когда в финале Артем звонит родителям в Волгоград - просто ком стоит в горле, до того это искренне выглядит.
Я читал отзывы зрителей и очень удивлялся тому, что некоторые из них просто органически не переносят Куценко: видимо, за то, что он много и успешно снимается. Я этого не понимаю. На мой взгляд, Куценко - очень хороший актер. Ну да, он много где снимается, однако даже в откровенном барахле Гоша выглядит очень ярко и часто один вытягивает картину.
Кроме того, он нередко снимается и в малобюджетных проектах - тех же фильмах Шамирова, - где никаких денег не зарабатывает, а сниматься приходится "по гамбургскому счету", потому что аудитория фильмов Шамирова Куценко скорее недолюбливает и уж в любом случае не приходит в восторг от самого факта его появления на экране.
Между тем во всех трех фильмах Виктора Шамирова Куценко играл, на мой взгляд, отлично. И здесь сыграл замечательно. Четко выстроил линию своего персонажа: да, более или менее успешный, да, зарылся во всей этой московской суетне и почти перестал общаться с родителями, да, плывет по течению и собирается жениться на женщине, которую не любит, но он - не сволочь! Артем - однозначно, не сволочь! Он явно хорошо относится к своему неудачливому брату и терпеливо возится с ним в ситуации, когда любой другой человек, особенно отравленный московской сумасшедшей жизнью, уже давно наорал бы и сбежал куда-нибудь.
Он искренне ждет новогоднего вечера, чтобы спеть песенку боссу и попытаться пообщаться с ним. Артем прекрасно понимает, что все они, участвующие в конкурсе менеджеры, жалкие дрессированные бобики, но он живет в этом, у него такие правила игры.
Виктор Шамиров в роли Валентина просто прекрасен. В "Упражнениях в прекрасном" у него была достаточно эпизодическая роль (и очень хорошая), а здесь - фактически главная, на пару с Куценко. И Шамиров своего Виктора также выстроил очень точно. С одной стороны, жалко мужика - ну просто до слез. Потому что он нелепый, он нищий, у него давно нет никаких перспектив и есть только сука-жена, которая может бросить их детей одних на Новый год. Вместе с тем этот персонаж вовсе не давит из зрителей слезу. У него есть чувство собственного достоинства, и он вызывает к себе огромное уважение за то, что он все-таки не сдается даже в такой безнадежной ситуации. Он - хороший человек. У него просто получилась такая жизнь - бестолковая. Это бывает, и даже самые лучшие люди от этого, увы, не застрахованы.
С другой стороны, очень интересно сравнить этих двух братьев. Потому что при внешних признаках успеха Артем - не такой уж и счастливчик-везунчик. Ну да, хорошая должность и очень прилично зарабатывает. Но перед боссом-то все равно приходится прыгать дрессированным зайчиком. А выпрут с работы - вполне возможно, что у Артема его налаженный мирок разом обрушится и придется ему возвращаться в Волгоград, становиться вторым Валентином. Так что, в общем-то, еще не очень понятно, кому из них лучше: Валентину, которому уже нечего терять, или Артему, который может все потерять в любой момент.
Соседку Алену сыграла школьница девятого класса Александра Петрова. На эту роль устраивался кастинг из сотни претенденток, и Петрова очень понравилась Шамирову с Куценко своей естественностью. Она не пыталась изображать из себя что-то эдакое театральное, не впадала в шок от вида самого Куценко, а отыграла пробу так, что ее предпочли всем остальным кандидаткам.
Мне Петрова очень понравилась. Дети, особенно подростки, в фильмах часто очень сильно фальшивят, переигрывают. Но Александра была совершенно органична, просто молодец.
Ну и у Олеси Железняк, сыгравшую подругу Артема Настю, была пара очень симпатичных эпизодов, а уж сцена в финале - это просто блеск, замечательно было сыграно!
"Со мною вот что происходит" - фильм немного шероховатый, угловатый. Сам Шамиров характеризовал его как "неловкая песенка". Но фильм очень искренний и сделан действительно талантливо - как и остальные его картины. Шамиров умеет снимать очень просто, у него такой стиль - минималь-арт. Это совершенно некоммерческое кино, которое снимается за копейки и не может прорваться на большие экраны. Но это очень хорошее кино. Когда смотришь такие фильмы, понимаешь, что российский кинематограф еще жив. Потому что именно вот это - настоящий, авторский, хороший российский кинематограф, а не галустяны с пропеллерами в заднице и не беременные дюжевы. (При всем, замечу, уважении к Галустяну и Дюжеву.)
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4 |
хорошее кино
да
Так что - качаем очередной шедевр Шамирова)) И спасибо всем актерам заранее.
Наверное, он неплохой актер, но вот как раз после "Антикиллера" он мне не нравится. Конечно, это субъективно, поскольку созданный им образ не совпал с моими представлениями.
Да, Куценко отличный актёр. А не любить его, на мой взгляд, вполне можно за те пару фильмов, где он то превращается в женщину, то в ребёнка, не помню названий. Эти пошловатые современные комедии — бред какой-то, извините. И "вытягивание" их — не слишком большая заслуга. Для меня это выглядит как неразборчивость актёра.
P.S. Не любить мне его не за что, "Любоффь-моркоффь" не смотрел, "Антикиллера" тоже. И не тянет почему-то.
Посмотреть, видимо, фильм надо - отечественное кино слишком редко балует приличными фильмами, так что даже из-за Куценко нельзя пропускать. Но черт возьми, почему без него нельзя? Ах, да, забыл - он же буквально собой вытянул фильм. "Потому что если зритель пришел на меня, то это должно быть шоу!!" Может, поэтому герой Шамирова тоже очень естественно скандалил с героем Куценко в "Упражнениях..." - потому что это правда? Куценко - актер никакой, и достал всех - то без него не состоится спектакль, фильм, поэтому приходится прогибаться под изменчивый мир...
"Виктор Шамиров в роли Валентина просто прекрасен. В "Упражнениях в прекрасном" у него была достаточно эпизодическая роль (и очень хорошая), а здесь - фактически главная".
Из рецензии на "Упражнения в прекрасном":
"Причем если в "Дикарях" Шамиров сам не играл, то здесь он исполнил одну из главных ролей. "
Остальные его фильмы как-то совсем не цепляют
Можно подумать, что Депардье во всяком барахле ни разу не снимался...
Видимо, надо посмотреть..
Алекс посмотрите фильм "Реальные парни" с Аль Пачино и Кристофером Уокеном,мне недавно дали наводку,шикарная игра актеров.
P.S. Понял, почему Алекс ненавидит Москву. Тот еще ад.
Ага. До фильмов Шамирова Гоша мне только в одной роли понравился - в "Турецком гамбите". Очень колоритный образ.
Очень здорово отыграли оба! Куценко нужна хорошая режиссура, хороший сценарий - он все сделает.
И сабж понравился, Шамиров реально молодец. Начал я с Дикарей - пересматриваю раз в месяц всякие сцены. Так здорово снято! Актеры какие! Упражнения добрый фильм и теперь "Со мною...". Не знаю, но мне почему-то искренне поразило отношения героя Куценки к брату, ну прям видно и чувствуется - он его любит и он ему родной. Девочка понравилась, играла, а не гримасничала. Да все хорошо, Шамиров и Куценко красавцы!
Уважаемый Алекс!
Благодаря регулярному чтению Ваших обзоров, просмотрел все 3 отрецензированных Вами фильма Шамирова. Хороший режиссер, фильмы (все) понравились, спасибо за наколку!
Но вот в одном с Вами не могу согласиться. Второй раз наблюдаю Шамирова как актера, и прихожу к выводу, что в этом качестве он полный ноль. Есть такая расхожая фраза: «Правда жизни и правда искусства – вещи разные». По некоторому размышлению я пришел к выводу, что это действительно так. Дело в том, что в жизни мы, как правило, люди скучные, серые и неинтересные, поскольку сдерживаем проявление чувств, эмоций, страстей (корявая фраза получилась, вроде «масла масляного», уж простите). Ну, если не все, то уж большинство точно. Поэтому и смотреть на человека в обыденной жизни скучно и неинтересно. Вот и идем мы в кино- и просто театры, чтобы «словить острых чувств». И ждем от актера «правды искусства». Это не значит, что актер должен «рвать и метать страсти», но должно быть некое «что-то», что трудно описать словами. Так вот, этого-то «чего-то» у Шамирова-актера нет напрочь! Шамиров играет именно ту самую «правду жизни», от которой скулы сводит. Его герои – какие-то снулые рыбы, не меняющиеся ни на гран, что бы с ними ни происходило (о! – похоже, вот оно, главное). И вот что интересно: тот же Куценко играет в такой же сдержанной манере, но на Гошу смотреть интересно, а на Виктора – не просто скучно, а тоскливо (особенно это заметно в «Со мною…», тем более что этот его герой просто клон героя «Упражнений…»). Мне лично полномасштабному кайфу от фильмов, где Шамиров сам играет, мешало только одно – именно «игра» Шамирова.
Это, безусловно, мое субъективное мнение, простите, если задел Вас критикой ценимого Вами актера. Но ведь сколько людей, столько мнений. Кто-то, наверняка, и Раневскую считал не актрисой, а фигляркой, n'est-ce pas? Так что если я ошибаюсь, от Шамирова-актера не убудет.