Трамбо / Trumbo
Драма, США, 2015, 124 мин.
7,0
Рейтинг IMDB: 7,5
Рейтинг читателей: 2,7
Рейтинг Экслера: 7,0
Сборы по миру:  $8,2 млн

Благодаря этому клоуну Трамбо редкостно повезло:
он вернулся в Голливуд. Знал бы, что там его
поджидает Роуч, может, и передумал бы.
Из одной дурацкой рецензии

Если отбросить словообильные, но безликие диалоги, в которых нет ни борьбы, ни юмора, ни драмы, и хорошо поставленную картинку (антураж 50-х передан довольно изящно), то от фильма не останется ничего. Возможно, потому что у нас были Мандельштамы, Цветаевы и Пастернаки — люди, которых система не смогла заставить замолчать. На их фоне Трамбо просто жадный проныра. Я бы про такого кино снимать не стала.
Pacificwave

Голливуд, начало сороковых. Далтон Трамбо (Брайан Крэнстон) - журналист и преуспевающий сценарист. Он - один из ведущих и самых высокооплачиваемых сценаристов "фабрики грёз", так что семья Далтона процветает и живет в красивейшем домике на берегу озера. И, казалось бы, последующая карьера Трамбо должна быть совершенно безоблачной, однако был у Далтона один грешок: он увлекался идеями коммунизма и даже вступил в коммунистическую партию, как и многие его собратья-кинематографисты, увлекающиеся левацкими идеями.

А в сороковые годы в Америке опасно было быть коммунистом: нет, деятельность коммунистической партии не была запрещена и вроде бы люди могли иметь какие угодно убеждения - все-таки демократия и все такое, - однако в Голливуде в то время начался крестовый поход против коммунистов, в котором заметную роль играли актер Джон Уэйн (Дэвид Джеймс Эллиотт) и очень влиятельная колумнистка Хедда Хоппер (Хелен Миррен).

В конце концов в 1947 году начала работать Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. Ее задачей было выявлять людей с коммунистическими убеждениями, а информацию об этих людях они получали (или пытались получать) от их же коллег по работе. Правило было простое: ответишь на все вопросы Комиссии, сдашь своих коллег - будешь прощен. Откажешься отвечать на вопросы - тебя могут обвинить в неуважении к конгрессу США, а за это полагается тюремный срок.

Трамбо и десять его коллег-сценаристов отказались отвечать на вопросы Комиссии и сдавать своих товарищей. Они рассчитывали на апелляцию в Верховный суд США, большинство которого составляли либералы, но получается так, что Верховный суд их не оправдал, так что Трамбо и еще нескольким сценаристам пришлось отправляться в тюрьму.

По выходе из тюрьмы эти люди оказались в крайне сложном положении. Их внесли в чёрный список, а это фактически означало запрет на профессию: в Голливуде все боялись нанимать на работу людей из чёрного списка, опасаясь обвинений в предательстве интересов США, проблем с профсоюзами и так далее.

Но Далтон Трамбо не собирался сдаваться. Он писал сценарии под псевдонимами, договаривался со своими друзьями не из чёрного списка о том, что они поставят свое имя под сценарием, а также начал работать на мелкую студию, выпускающую всякое кинобарахло: владельцам студии было наплевать и на голливудских шишек, и на все эти чёрные списки.

***

У меня интересно совпало. Смотрел чудесный фильм Коэнов "Да здравствует Цезарь!" о Голливуде пятидесятых, где группа коммунистов-сценаристов нарочито упоминалась в эдаком анекдотическом ключе, и думал, что вообще было бы интересно посмотреть фильм о временах "красной паники" в Голливуде, ведь там действительно страсти происходили нешуточные.

Ну и тут мне попадается новый фильм с Брайаном Крэнстоном (я как раз в первую очередь на этого актера и клюнул - это же Хайзенберг из "Во все тяжкие"), который именно данной теме и посвящен: на примере истории со сценаристом Далтоном Трамбо из знаменитой "Голливудской десятки", который боролся против системы, почти год отсидел в тюрьме и потом изо всех сил сражался за свое право вернуться в профессию. Причем он там был знаковой фигурой еще и потому, что именно с возвращением Трамбо в кинематограф (его имя появилось в титрах в качестве сценариста легендарного "Спартака") в Голливуде наконец-то закончилась эта позорнейшая эпоха чёрного списка, которая сотням людей стоила карьеры, работы, да и жизни, потому что суицидов в связи с этим было не перечесть.

Сценарий этого фильма писал Джон МакНамара по биографической книге Брюса Кука. А вот режиссером фильма стал Джей Роуч, что меня очень удивило. Роуч - режиссер хороший, но он как-то традиционно снимал комедии - трилогия "Остин Пауэрс", "Знакомство с родителями", "Знакомство с Факерами", "Ужин с придурками", а также совершенно отвязный сериал "На грани" с жесткой политической сатирой. А тут - биографическая драма. Вот как-то вроде совсем не его жанр.

Но Роуч, на мой взгляд, справился, фильм получился хороший. Хотя жанр байопика - довольно сложный: создателям фильма нужно ухитриться показать в фильме продолжительный период времени жизни главного героя, при этом сконцентрировавшись на самом главном, но и не упустив частности, важные для понимания ситуации.

Борьба человека с системой, особенно когда это все поставлено по реальным событиям, всегда вызывает большой интерес у зрителей, достаточно вспомнить, например, "Своего человека" и "Эрин Брокович". Опять-таки, зрители в этом случае заранее знают, что человек систему победит, хотя в обычной жизни такое случается примерно в 0,01 процента случаев.

После просмотра картины я, как обычно, прочитал несколько рецензий и немало повеселился над тем, сколько чуши по поводу этого фильма понаписали кинокритики. Например, одна милая дама возмущалась тем, что Трамбо, дескать, никак не проявлял свои коммунистические убеждения: по ее мнению, он должен был продать свой дом и имущество, а вырученные деньги раздать бедным - тогда бы Трамбо мог считать себя настоящим коммунистом.

Другой критик упрекал создателей фильма в том, что, мол, там нет никакого внятного высказывания, а Трамбо показан не как борец за высокие идеалы, а как человек, который просто пытался выживать в сложных обстоятельствах и шел на бесчисленные компромиссы. (Кстати, по фильму именно в этом Трамбо и упрекал его друг Арлен Хирд.)

Читать это все очень смешно. Реальный Трамбо вовсе не собирался класть свою жизнь на алтарь коммунистических идей. И он сражался вовсе не за эти идеи. Он был возмущен тем, что его и других приверженцев коммунистической партии непонятно с какой стати записывают во враги Америки, и тем, что его заставляют доносить на своих друзей. Именно поэтому он отказался отвечать на вопросы Комиссии, в результате чего угодил в тюрьму.

А по выходе из тюрьмы он, как и сотни других людей, столкнулся с прямым запретом на профессию - только потому, что он был членом коммунистической партии (замечу, не запрещенной на тот момент). И Трамбо прежде всего боролся именно с этим запретом на профессию, потому что он действительно был прекрасным сценаристом и не понимал, почему какие-то уроды должны решать, что Трамбо больше не может заниматься своим любимым делом. Это кроме того, что его семья фактически осталась без средств к существованию.

Брайан Крэнстон сыграл Далтона Трамбо очень здорово - персонаж получился совершенно разноплановый: самоуверенный и обаятельный, приходящий в отчаяние, но сопротивляющийся, эгоист-трудоголик, почти разрушивший семейные взаимоотношения, но опять-таки - любящий муж и отец.

Кстати, первоначально Трамбо должен был играть Гэри Олдман: должно было получиться очень интересно, однако я не думаю, что зрители что-то потеряли из-за того, что на эту роль пригласили Крэнстона: он очень сильный актер.

В фильме немало и других замечательных актеров. Хелен Миррен, как мне показалось, просто упивается ролью редкостной гадюки, и ее Хедда Хоппер получилась невероятно яркой: вот прям так и хотелось ее удушить.

Очень понравилась Дайан Лэйн, сыгравшая супругу Трамбо Клео. Она почти весь фильм находится в тени, однако у Дайан есть одна сильная сцена, где Клео объясняет Далтону то, что их брак трещит по швам и может распасться.

Знаменитого актера Эдварда Джи Робинсона сыграл Майкл Стулбарг: тихий и несчастный Ларри Гопник из "Серьезного человека" и стальной Арнольд Родстин из "Подпольной империи". Сыграл очень хорошо, и ему особенно удалась сцена, когда Робинсон встречается с Трамбо после показаний актера Комисии, где он фактически предал своих друзей.

Кстати, вот с этим делом история какая-то мутная. По фильму Робинсон сотрудничает с Комиссией и говорит о причастности к коммунистическому движению своих друзей - в том числе и Трамбо. Собственно, навредить этим он им уже не мог, они и так были в чёрном списке, и некоторые уже отсидели, однако с этической точки зрения это было предательство.

Однако по некоторым сведениям, в реальности Робинсон хотя и давал показания перед Комиссией, но никакие имена не называл. Если это действительно так, то непонятно, зачем реального человека (а он был очень известный актер) оговорили - ради остроты момента в фильме?

Джон Гудман и Стивен Рут отлично зажгли в роли двух циничных мужичков, пришедших в кинобизнес ради бабок и телок. Сцена, где персонаж Гудмана с помощью бейсбольной биты выкидывает из офиса какую-то кинематографическую шишку, угрожающую им из-за сотрудничества со сценаристами из чёрного списка, - слегка буффонадная, но очень забавная.

Ну и классно получился Кирк Дуглас, сыгранный новозеландским актером Дином О'Горманом (он играл Фили в "Хоббите"). Кстати, Дина во время съемок консультировал сам Кирк, которому сейчас аж 99 лет.

Надо отметить, что сороковые-пятидесятые воссозданы в картине очень неплохо и с большим вниманием к деталям. И одновременно это не смотрелось, как было написано в еще одной странной рецензии, "любованием сороковыми кинематографа исключительно ради любования". Да и чем там было любоваться-то? "Красной истерией"? Тем, что людей за убеждения сажали в тюрьму? Запретами на профессию и доведением многих людей до самоубийства?

Что не понравилось? Мне не понравилось то, что Роуч в некоторых эпизодах скатывается в эдакую мелодраму. Оно было сделано для упрощения и прежде всего для сокращения экранного времени при показе каких-то жизненных ситуаций, но такие вещи несколько снижали накал драмы. Потому что мелодрама и драма - это несколько разные жанры, их смешение ни к чему хорошему не приводит. Однако Роуч этим не злоупотреблял, так что на общее впечатление такие эпизоды лично у меня повлияли не особенно сильно.

Ну и также Роуч как-то несколько странно показал режиссера Отто Преминджера, создателя "Исхода", сценарий к которому писал Трамбо. (Он там также был указан в титрах, как и в "Спартаке".) Преминджер здесь получился какой-то очень однобокий (он непрерывно восхищается Трамбо и все время говорит ему комплименты на английском с жутким немецким акцентом) и даже слегка буффонадный. Не очень понятно, зачем это так было сделано. Впрочем, понятно, что хоть как-то раскрыть интереснейшую личность Преминджера (его история вполне может послужить сюжетом целого фильма) у Роуча не было никакого экранного времени, поэтому его персонаж настолько упростили.

Но в общем и целом - понравилось. Нет, это вовсе не шедевр, но вполне, на мой взгляд, достойная внимания картина. Джей Роуч доказал, что он умеет снимать не только комедии, а зрители получили возможность узнать об интереснейшей истории жизни одного из самых известных голливудских сценаристов. А что там какие-то критики недовольны - ну так к черту этих критиков, что они вообще понимают, правильно?

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
хорошо сделано
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 21
Есть общество, по законам которого ты живёшь. Если они тебе не нравятся, то ты можешь добиваться изменения этих законов, но пока они не изменятся, ты должен жить по тем законам, которые приняты на данный момент.

Жить в капиталистическом обществе, как в коммунистическом - тупо невозможно, это очевидно. Никто не будет воздавать тебе "по потребностям", если ты раздал все свои деньги. Коммунизм недостижим для отдельно взятого человека.
05.07.16 14:54
0
Алекс, поздравляю с отличной рецензией на хороший фильм! Вначале меня несколько насторожил тот рейтинг фильма, который ты позиционировал (7.0), противопоставив его IMDb (7.5), но, прочитав рецензию, увидела, что фильм, в целом, тебе был интересен. Для меня Далтон Трамбо - это, прежде всего, сценарист блистательных лент: с Audrey Hepburn "Римские каникулы" (странно, что в рецензии нет даже упоминания о них), "Спартак" и "Исход". Согласна с тобой, что иногда эклектика жанров (драма/мелодрама) - не на пользу фильму, но тем не менее здесь это не особенно повредило. Интересно об интересном человеке! А это уже та самая "жемчужина", которую мы ищем и - увы! - не часто находим...
05.07.16 09:25
0
Крэнстон еще сыграл недавно президента Линдона Джонсона в фильме HBO "До самого конца". Снято скучновато, но играет он хорошо, этого не отнять.
04.07.16 20:20
0
Не касаясь самого фильма - это еще предстоит - Трамбо пострадал за свое двоедушие. Нельзя быть коммунистом и жить в громадном доме на берегу озера - это всегда наказуемо.
04.07.16 18:09
0
seturentus: Не касаясь самого фильма - это еще предстоит - Трамбо пострадал за свое двоедушие. Нельзя быть коммунистом и жить в громадном доме на берегу озера - это всегда наказуемо.

Вы несете такую же фигню, как та тетка в рецензии. Трамбо на свой дом заработал своим трудом. Я, конечно, не люблю коммунизм, но их идеи все-таки не настолько идиотские, как вам представляется.
04.07.16 18:20
0
Трамбо написал эпохальный роман "Джонни берет винтовку", из-за которого и "останется в памяти народной". Все остальное в его жизни - мыльные пузыри.
04.07.16 17:17
0
Что-то оценки посетителей сайта какие-то аномальные. Я понимаю, фильм мог не всем понравится, но не настолько же о_О
04.07.16 14:30
0
Savitar:
Что-то оценки посетителей сайта какие-то аномальные. Я понимаю, фильм мог не всем понравится, но не настолько же о_О


Сюда периодически набегают какие-то дурачки, которые всему на свете ставят единицы - вероятно, думают, что я от этого буду плакать в подушку. Я и внимания-то на такие вещи не обращаю ;)
04.07.16 14:37
0
Одна из самых больших рецензий Алекса из всех, что мне попадались на глаза. По крайней мере, за последние месяцы точно.
04.07.16 13:48
0
Это похоже на продолжение "Растревоженного эфира" И.Шоу?
04.07.16 12:56
0
Почему то, на некоторые вполне "кассовые", а не "артхаузные" фильмы, вроде Трамбо или Левша, до сих пор нет русских титров. Хотя вышли уже как с год. А на иные незатейки есть русские субтитры еще до выхода лицензионок. Сам я предпочитаю английские, но с момента женитьбы пришлось перейти на режим ожидания русских:)
04.07.16 12:33
0
Alex Exler: Ну и также Роуч как-то несколько странно показал режиссера Отто Преминджера
...
и все время говорит ему комплименты на английском с жутким немецким акцентом
Его играет Кристиан Беркель, очень хороший немецкий актёр ("Das Experiment", "Бункер" (Der Untergang); кстати, Алекс, если не смотрел -- оба отличные фильмы).
Так что немецкий акцент у него, возможно, аутентичный :)
04.07.16 11:40
0
Примерно в 80% случаев я разделяю мнение Алекса. Забавно, что остальные 20 обычно приходятся как раз на не очень известные фильмы ) Интересно, как будет в этот раз? )) Обязательно посмотрю.
04.07.16 11:22
0
Дин О'Горман был все-таки в "Хоббите". :)
04.07.16 11:20
0
TheHutt:
Дин О'Горман был все-таки в "Хоббите".


Конечно, это меня переклинило. Спасибо, исправил ;)
04.07.16 11:34
0