Видоизмененный углерод / Altered Carbon
Сериал , США , 2018 , 60 мин.
7,8
Рейтинг IMDB: 8,3
Рейтинг читателей: 3,0
Рейтинг Экслера: 7,8

Остросюжетно, боевито, эффектно, захватывающе.
Отзыв кота Бублика

Там, где в романе герой мялся и робел, сериальный Такеши твердо стоит на своем и отпускает саркастичные ремарки. Его гораздо легче принять как трагичного персонажа, убийцу и тертого профессионала.
Александр Трофимов, "Канобу"

Далекое будущее, XXV век по земному летоисчислению. Люди заселили различные планеты, а главное - научились цифровать свое сознание: оно копируется на небольшой компьютерный диск, который вживляется в основание черепа. Если человек перестанет существовать, а диск сохранится, то с помощью этого диска сознание человека можно воскресить в любом подходящем носителе: специально выращенном клоне этого человека, клоне другого человека, теле другого человека, в полностью синтетическом теле.

Такеси Ковач (Юэль Киннаман), бывший член элитного "Корпуса чрезвычайных посланников" с планеты Харлан системы Глиммера, обнаружил, что его загрузили в неизвестное ему тело, причем он теперь находится в колыбели человеческой расы планете Земля.

Его заставляют подписать Соглашение, которое гласит, что Такеси передают под опеку человека по имени Лоренс Бэнкрофт (Джеймс Пьюрфой) на срок до шести недель.

Когда Такеси предстает перед Бэнкрофтом - а, судя по внешнему антуражу, Бэнкрофт - человек невероятно богатый, - выясняется следующее. Некоторое время назад Бэнкрофт был убит у себя в кабинете, причем оружие прострелило ему диск. Почти для всех остальных людей это означает смерть без возможности перезагрузки, однако богатство Бэнкрофта позволяет ему хранить образ своего сознания в сетевом "облаке", где эта информация обновляется каждые сорок восемь часов. Бэнкрофта воскресили, однако последние 48 часов из его воспоминаний исчезли.

Обстоятельства смерти Бэнкрофта указывают на самоубийство, так что следственная группа под руководством лейтенанта Кристин Ортеги (Марта Игареда) расследование быстро закрыла.

Бэнкрофта это не устраивает. Во-первых, он уверен в том, что сам бы себе мозги никогда не вынес. Во-вторых, если не выяснить, кто именно смог пробраться в его дом, несмотря на охрану и защиту высочайшего уровня, то это все может повториться и в дальнейшем.

Поэтому Лоренс с помощью денег воскресил Ковача в оболочке, которую он для него купил, и теперь Ковач должен провести расследование. У него на это есть только шесть недель. Если расследование увенчается успехом, срок отсидки в небытии Ковача будет сокращен до отбытого и он получит в постоянное пользование новое тело и крупную сумму денег. Если Ковач не сможет докопаться до правды, то через шесть недель он отправится в небытие, откуда выберется очень и очень нескоро, если вообще это когда-нибудь произойдет.

Ковачу деваться некуда, поэтому он принимает предложение Бэнкрофта и начинает расследование. При этом за ним почему-то пристально наблюдает лейтенант Ортега, также на него периодически пытаются напасть какие-то люди, называя Ковача неким Райкером - видимо, так звали предыдущего носителя этого тела. В общем, докопаться до правды будет очень и очень непросто.

***

Сериал снят стриминговой компанией Netflix по популярной одноименной повести Ричарда Моргана. Я сначала посмотрел сериал, а потом прочитал книгу - было интересно сравнить.

Сначала о сериале. Он представляет собой дорогой, эффектный и впечатляющий киберпанк-нуар с динамично развивающимся сюжетом. С одной стороны, такой сюжет требует большого внимания при просмотре сериала, с другой, он делает картину очень увлекательной.

Когда я выяснил, что главную роль, крутого спецслужбиста Такеси Ковача, играет швед Юэль Киннаман, то подумал, что может оказаться интересно, но слегка простовато. Я Киннамана помнил прежде всего по роли в сериале "Карточный домик": он там играл кандидата в президенты Уилла Конуэя - бывшего военного, героя, красавца, который при этом был достаточно недалеким, так что подлый Фрэнк Андервуд его в конце концов все-таки заклевал. Киннаман тогда понравился: в роль он попал на все сто, но было не очень понятно, способен ли он на что-то большее.

Оказалось - способен. Ковач в исполнении Киннамана очень понравился: харизматичный, крутой, достаточно ироничный, умеющий принимать правильные решения и мало перед чем останавливающийся.

Причем я когда уже читал книгу, отметил, насколько Киннаман четко иллюстрирует персонажа, описанного в книге. (Впрочем, это обычный эффект следования наоборот: сначала посмотреть фильм по книге, а потом прочитать книгу.)

Самый значимый персонаж второго плана - это, конечно, лейтенант Кристин Ортега, которую сыграла Марта Игареда. В некоторых рецензиях ее почему-то поругивают, однако мне ее исполнение вполне понравилось. Тем более что она играет человека, перед которым стоит одна довольно сложная психологическая дилемма. И когда эта дилемма раскрывается, становится понятно, почему в начале сериала она действует именно так, а не иначе.

Лоренса Бэнкрофта сыграл Джеймс Пьюрфой, а он всегда отлично играет богатых мерзавцев. Ну такой богатый-пребогатый, ну такой мерзавец-премерзавец. Впрочем, в книге в подробностях описывается очень своеобразный внутренний мир людей, живущих на этом свете уже четвертую сотню лет (эти мафы - от слова Мафусаил, - теоретически бессмертны), Пьюрфой вместе с Кристин Леман, сыгравшей его супругу Мириам, изобразить это отличие мафов от обычных людей не смогли, но разве мы можем их за это винить? Они не жили на Земле триста пятьдесят лет, они не знают, что чувствуют такие люди.

Мир будущего, на мой взгляд, воссоздан достаточно эффектно. Многие вещи сделаны настолько здорово, что не очень понятно, как такое сумели изобразить в сериале - картинка очень впечатляет.

И снято это все достаточно жестко: драки, убийства, секс и все такое прочее - никто не хочет втиснуть действие в рейтинг "для подростков", так что создатели сериала ограничивать себя не стали - и это можно только приветствовать.

Также отель с искусственным интеллектом (в сериале и книге он играет заметную роль) сделан очень здорово, просто класс.

По поводу идеи оцифровки сознания и воскрешения его в новом носителе. Впервые, насколько я помню, это было применено еще в 1968 году - в повести Роберта Шекли "Обмен разумов". (Мне она очень нравится, я ее периодически перечитываю.)

Потом эта идея неоднократно использовалась различными фантастами - у того же Лукьяненко, насколько я помню, в "Линии грез" тоже было что-то похожее.

Впрочем, не имеет значения, у кого там что было из этой серии. Поговорим о том, как это реализовано здесь.

Ну, сама идея выглядит достаточно занимательно. На диске записан бэкап сознания, включается оно что-то типа копированием данного сознания в мозг (в реальности уже номер не пройдет, конечно, если подумать), а на диске - просто цифровая копия. Вопрос: что мешает хранить такую же копию где-то еще и использовать при необходимости? В сериале (и книге) четко говорится о том, что если диск прострелить, то человека не воскресить. Хранение диска прямо в голове очевидно объясняется тем, что информация из мозга на нем непрерывно сохраняется и если потом диск перенести в другое тело, то человек вспомнит все, что с ним было.

Однако не очень понятно, в какой момент сознание "включается" при переносе в новое тело. Если сознание - это диск, то почему на диске сознание выключено? К нему нужно мозг подключить и в мозгу прошивку обновить на нужное сознание? А куда девается то сознание, которое уже было в этом мозге? Затирается? Так это же убийство.

Ну и по поводу бэкапов. Что мешает в момент помещения диска на хранение сделать его бэкап? И если диск разнесут вместе с башкой, то восстановить из бэкапа. Ну да, какой-то кусок жизни будет потерян. Но остальная-то сохранится. Даже у всемогущего мафа 48 часов куда-то потерялись.

В общем, вопросов у меня хватает.

А вот с защитой от перезагрузки на уровне прошивки диска по религиозным соображениям (там католики протестуют против перезагрузки) - это остроумно придумано, пять баллов!

В общем, посмотрел с большим удовольствием. И визуально впечатляет, и сюжетно, и постановочно. Первый сезон по сути является законченным произведением, так что его спокойно можно смотреть, не дожидаясь следующих сезонов.

Однако Ричард Морган, насколько я знаю, написал еще пару повестей о Такеси Коваче, так что, вполне возможно, на их основе сделают следующие сезоны. Ну что ж, ждем...

P.S. Теперь вопрос по поводу названия. Что за "Видоизмененный углерод" такой, при чем тут вообще какой-то углерод? Явно же какое-то непонимание смысла названия. Читатель Dmytro Petiuk по этому поводу высказал вполне логичное предположение. Под carbon в данном случае понимается всего лишь копия. От carbon paper - копировальная бумага. Так что здесь речь идет об измененной копии, а не о каком-то углероде. Кстати, я помню, что и программа такая была для бэкапирования - Carbon Copy.

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 4
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
эффектно и увлекательно
Нужно ли смотреть:
решайте сами