Беззеркальная фотокамера Sony A6000 - обзор

Из фотоаппаратов Sony у меня любимая серия - RX. Какое-то время я снимал камерой Sony DSC-RX1R, потом где-то с год моей постоянной камерой была Sony DSC-RX10, при этом из сверхкомпактов я сначала использовал Sony RX100, а потом приобрел третью модификацию Sony RX100M3, от которой я до сих пор в полном восторге. 

А вот серия NEX у меня как-то - скажем так - не прижилась, хотя я некоторое время снимал на Sony Alpha NEX-5N, а потом на Sony Alpha NEX-6

Какое-то время назад мне в комментариях к очередному обзору порекомендовали камеру Sony A6000 - мол, это, с одной стороны, как бы продолжение линейки NEX, но при этом значительно переосмысленное продолжение, так что камера - просто класс какая камера! 

Ну, почему бы и не поизучать, подумал я, а так как компания Sony пару месяцев назад любезно предоставила эту камеру для теста, я уже готов поделиться своими впечатлениями. 

Sony A6000 - беззеркальная камера с байонетом E и матрицей APS-C.

Технические характеристики

Тип - компактная цифровая камера со сменной оптикой 
Байонет - E
Матрица - Exmor APS HD CMOS 24,3 Мпикс
Процессор - BIONZ X
Формат снимков - JPEG, RAW (формат Sony ARW)
Формат видео - MPEG-4, AVCHD (1920х1080/60p)
Светочувствительность - ISO 100–25 600 (расширяется до 51 200)
Выдержки - 1/4000–30 с
Вспышка - встроенная, есть "горячий башмак"
Стабилизатор - нет 
Серийная съемка - 11 кадров/с

Дисплей - 7,5 см (тип 3.0), широкий TFT, общее число точек 921 600
Видоискатель - электронный 1,0 см (тип 0.39) (цветной), 1 440 000 точек
Карта памяти - Memory Stick PRO Duo/Memory Stick PRO-HG Duo; SD/SDHC/SDXC
Интерфейсы - miniUSB, miniHDMI
Беспроводное соединение
- Wi-Fi, NFC
Аккумулятор - съемный, Lithium-Ion, NP-FW50, 1100 мА·ч
Габариты - 120 x 67 x 45 мм
Вес - 344 г (с аккумулятором и без объектива)
Объектив - E PZ 16-50 мм F3.5-5.6 OSS
Приблизительные цены по Москве - 40-45 тыс. рублей

Комплект поставки

Традиционная упаковка. 

Внутри: камера, зарядное устройство, USB-кабель, аккумулятор, наплечный ремень, диск с ПО, брошюрки и руководство пользователя.

Внешний вид

Как и в случае с серией NEX, здесь хороший баланс между компактностью и ухватистостью. По размерам камера относится к компактам, при этом сохранившийся от NEX большой выступ под хват позволяет эту камеру удобно и устойчиво держать в руках. 

Для сравнения масштабов - вот A6000 рядом с Canon G3X.

Дисплей, как обычно, поворотный, но только в одной плоскости. Он может откидываться до 90 градусов вверх (для съемки с нижней точки) и всего на 45 градусов вниз (для съемки с верхней точки). 

На левом торце под крышкой скрываются порты microUSB и miniHDMI.

Напомню, что аккумуляторы камер Sony (кроме зеркалок) традиционно заряжаются от USB-порта. Это, конечно, очень удобно, а кроме того, позволяет при необходимости подзаряжать батарею от внешнего аккумулятора. Ну и если все-таки потребуется крэдл для зарядки - его можно купить отдельно.  

Слот для карты памяти по старой традиции располагается в батарейном отсеке, и, так как этот слот располагается максимально близко к откидывающейся крышке, вытаскивание карты памяти представляет собой нетривиальную задачу. Самый простой вариант: нажать на карту памяти, утопив ее до упора, а потом резко отпустить - тогда она выскочит на достаточную высоту, чтобы ее можно было хоть как-то ухватить двумя пальцами. 

Я знаю, что в Sony работает специальный инженер, в задачу которого входит проектирование установки карты памяти так, чтобы вытащить ее было почти невозможно - ну просто чтобы пользователям жизнь медом не казалась. В NEX-5 по недосмотру он крышку отсека отнес немного в сторону, и карта вынималась достаточно легко, но уже с версии NEX-6 крышку поставили вплотную к отсеку, продемонстрировав таким образом легкую ненависть ко всему фотографирующему человечеству. 

Ну и еще одно решение, граничащее с гениальным безумием, - это то, в какое место здесь поставили индикатор записи на карту (при записи блокируются многие функции фотоаппарата, так что индикатор - очень даже важен и нужен). Так вот, эти прекрасные люди поставили индикатор на нижний торец рядом с батарейным отсеком. НА НИЖНИЙ ТОРЕЦ, КАРЛ!

Разумеется, при этом увидеть, что идет запись, сумеет только член фотографа, более никто. Гениальное решение! Мои комплименты!

Управление

Сверху: кольцо режимов, кольцо настроек, кнопка съемки с поворотным рычагом включения аппарата, настраиваемая кнопка "С1". 

Слева направо: кольцо настройки диоптрий видоискателя, кнопка включения вспышки, меню, кнопка AEL - фиксация экспозиции по заданной точке, Fn - быстрые настройки, зубчатое колесо с четырьмя курсорами и программируемой центральной кнопкой "С". На курсоры навешаны функции переключения режима дисплея, настройка ISO, режим съемки и компенсации экспозиции. 

Снизу - кнопка просмотра снятого и вторая настраиваемая кнопка "C2". 

На специальном порожке справа сверху располагается кнопка включения видеозаписи. 

Схема управления здесь очень похожа на управление Sony Alpha NEX-6, разве что некоторые кнопки располагаются на других местах. 

По управлению камера более или менее удобная (особенно учитывая габариты, на которых нужно было разместить все управляющие элементы). Ну и тут также очень благотворно влияет тот факт, что программное обеспечение на этой камере установлено как на серии RX, а не как на серии NEX, где софт меня просто откровенно бесил. 

Режимы съемки

Режимы съемки здесь несколько отличаются от NEX-5N. Вот их список с пояснениями. 

1. Суперавто или интеллектуальное авто 

Полностью автоматический режим, в котором определяется сцена съемки, настраиваются все параметры, плюс фотоаппарат может включать авто-HDR. 

2. Автоматический режим

Фотоаппарат сам определяет подходящую сцену съемки и включает ее. 

3. Выбор сцены

Ручное задание режима съемки из следующих вариантов: портрет, устранение размытости движения (при слабой освещенности), сумерки с рук, ночная сцена, ночной портрет, съемка восхода или заката, спорт, макросъемка, пейзаж.

4. Панорама

Панорамное изображение, которое создается путем съемки и автоматического склеивания нескольких кадров. Через меню можно задавать размер панорамы (стандартный или широкий), с помощью зубчатого колеса перед съемкой можно выбирать одно из четырех направлений создания панорамы: влево, вправо, вверх, вниз. Это, кстати, очень удобно. 

5. Ручной

Полностью ручной режим, в котором все параметры нужно задавать самостоятельно. Для того чтобы не промахнуться с экспозицией, желательно использовать режим LiveView: в этом режиме на дисплее или видоискателе изображение отображается так, как оно должно получиться на снимке. То есть если вы, например, неправильно выбрали значение экспозиции и кадр будет слишком темным, он будет таким же темным при просмотре на дисплее. Однако иногда бывает нужно специально выставить "неправильные" параметры - например, при съемках с лампами-вспышками. В этом случае LiveView можно отключить через меню. Также даже при включенном LiveView фотоаппарат вам покажет кадр в нормальном освещении при фокусировке.  

6. Приоритет выдержки

Выставление выдержки, диафрагма будет подбираться автоматически. 

7. Приоритет диафрагмы

Выставление диафрагмы, выдержка будет подбираться автоматически. 

8. Программное авто

Здесь выдержка и диафрагма выставляются автоматически, но их соотношение можно менять вручную, изменяя диафрагму зубчатым колесом, также можно настраивать различные другие параметры (ISO и так далее). 

9. Видеосъемка

Режим видеосъемки.

10. Персональные настройки

Вы можете установить параметры съемки в меню настроек и с помощью этого режима вызвать предустановленные параметры. 

Дисплей

При работе с дисплеем есть несколько режимов вывода информации. 

Самый минималистичный режим. 

Гистограмма в реальном времени (полезная штука). 

Режим с линейкой выдержек-диафрагм. 

Информация на весь экран (для использования с видоискателем). 

При нажатии кнопки Fn на экран выводятся основные параметры съемки, которые можно менять (часть может быть недоступной в зависимости от используемого режима съемки). 

Как я уже говорил, программное обеспечение здесь установлено, как в серии RX, так что пользоваться меню вполне удобно. (Вообще, по стилю это очень похоже на Canon, а софт у Canon я считаю самым удобным из всего, что предлагают разные производители.)

Примеры снимков

Ну а теперь давайте перейдем к главному - к примерам снимков, сделанных на эту камеру. 

Я эту камеру как следует протестировал в разных условиях съемки в поездке протяженностью в несколько дней и думаю, что уместно будет в обзоре камеры дать ссылки на мои репортажи - там снимки обработанные. 

Ну и далее - никак не обработанные (только уменьшенные) снимки с некоторыми комментариями. Я постарался отобрать кадры, сделанные в различных условиях. (Все кликабельно, по щелчку открываются с размером 1920 пикселов по горизонтали.)

Замечание. Этот фотоаппарат мне достался с китовым объективом E PZ 16-50/3,5-5,6. Я уже имел с ним дело, когда снимал NEX-6. Не самый удачный объектив, хотя и очень компактный. Но именно из-за компактности он, бывает, виньетит на широком угле, и это потом приходится править руками. Лучше, конечно, использовать здесь другие объективы, но что было - то было. Зато мы рассматриваем вариант "из коробки", чтобы не забивать себе голову. Тем более что большинству любителей этого объектива вполне хватит.

В помещении, ISO 3200.

Кроп. (Все кропы, разумеется, делаются с полноразмеров.)

Шумит довольно заметно. И это на 3200. Впрочем, работу на высоких ISO мы дальше будем смотреть отдельно.

Динамический диапазон неплохой.

Здесь пересветлил, надо было включать компенсацию экспозиции.

Помещение, 3200 ISO.

Дальше ночные кадры все - 3200 ISO: я фотоаппарат ограничил (это настраивается), потому что уже на 6400, если снимать в обычном режиме, получалась совсем порнография - очень сильные шумы.

Кроп.

Пасмурная погода.

Тут что-то уже похожее на Аризону.

Каньон.

Панорамка. Кстати, снимает прилично, без обычных сониевских закидонов, когда он часть последних кадров почему-то не делает и выдает их черным - у меня NEX все так снимали.

Отдельный специальный тест вечерних и ночных режимов.

Просто закат в обычном режиме. Терпимо, но фокусируется уже очень плохо.

Вот кроп с оригинала.

Включил режим "Закат/рассвет" - вообще помойка: уводит все в красно-желтое. Ну и нафига?

Тут еще хоть как-то фокусируется.

Вот это как раз прилично, но, впрочем, посмотреть кроп с оригинала...

Вот такой кроп на 3200 ISO - что-то чересчур. Это обычный режим съемки (программный автомат).

Кадры с минимумом света уже снимал в специальном ночном режиме с рук (его очень хвалили те, кто мне рекомендовал этот аппарат): там делается несколько кадров, они объединяются и выдается результат.

Так вот, результат. Во-первых, нормально не фокусируется нигде и ни на чем. Все расплывается (хотя на уменьшенном до 600 пикселов снимке вроде бы неплохо). Во-вторых, ISO тут аппарат ставит 6400, шума действительно меньше, но это за счет совмещения нескольких кадров и работы шумодава - в результате кадр несколько замыливается, хотя и несущественно.  

Вот кроп отсюда. Да, явно лучше, чем у 3200, и даже особо не мылит, но четкость-то где? Хоть какая-нибудь?!!

Ну и дальше много поснимал в этом режиме: с четкостью - беда. Шум - терпимый, признаю, но навестись на резкость не получилось ни разу - все в режиме "наведусь, как смогу", а может он немного.

Кроп.

Ночной город хоть чуть-чуть резко аппарат снял раза с пятого (это все специальный режим ночной съемки). 

Но там тоже все печально.

Обычная съемка на 3200 ISO.

Наводился на красную куртку. Вот она.

Ну и, пожалуй, единственный приличный снимок по качеству из всей ночной сессии. Это в специальном режиме ночной съемки.

На резкость навестись нормально у аппарата не получилось ни разу.

И вот, для сравнения, фотка с Sony RX10, у которого матрица с кропом 2,8. И снято в обычном режиме без всяких ухищрений.

Ну и единственное ночное фото с A6000, которое мне понравилось.

А вот еще три ночных теста. 

ISO 6400 обычный режим. 

 

Кроп с оригинала. Sony, "Симфония шума". 

Ну и сравните с тем, как этот же кадр сделал Olympus OM-D E-M1 (да, согласен, он заметно дороже, но просто как факт). 

Кроп с оригинала. 

А вот сравнение для A6000 съемки ночью в режиме "P" и в специальном режиме наложения нескольких кадров. 

Обычный режим "P". ISO 3200. 

Кроп. 

Режим наложения кадров - для съемки ночью с рук. ISO 6400. 

Кроп. Чувстительность действительно получается лучше, шума при этом меньше (но замыливается), но в общем и целом особой разницы я не вижу, тем более не вижу каких-то чудес, о которых мне рассказывали.

Ну и пара видеороликов. 

Видео, на мой взгляд, снимает очень прилично. 

Автономное время работы

Обычная беда любых беззеркалок - небольшое время работы от аккумулятора. При съемке в RAW у меня одного заряда хватало примерно на 350-400 кадров. Впрочем, если применять различные ухищрения для экономии энергии - можно добиться и 500 кадров, а это уже вполне хорошо.

Кроме того, так как беззеркалки Sony могут заряжаться от microUSB-порта, это означает, что прямо в процессе съемки можно подзаряжать аккумулятор от внешней батареи, что удобно.

Наблюдения при работе и выводы

Для обычной любительской съемки камера очень даже неплохая. Компактная, хорошо и быстро фокусируется (за исключением условий недостаточного освещения), дает хорошее качество изображения с очень приличной детализацией, удобно управляется, хорошо лежит в руке, и использовать ее одной рукой вполне комфортно.

Китовый объектив, установленный здесь, - не слишком удачный. Он виньетит на широком угле (из-за своей компактности), зум у него электронный, а не механический.

Конечно, если для этой камеры взять хороший зум - будет значительно веселее, но хорошие зумы стоят как вся эта камера (а есть и дороже).

Поэтому если пытаться остаться в заданной ценовой категории, то оставить этот китовый объектив в качестве зума и добавить туда 16 или 20 мм "блинчик" (24 или 30 мм эквивалента) со светосилой 2,8 - они стоят в районе 20 тысяч рублей.

Так что камера - хорошая, но имеет определенные недостатки, которые для одних пользователей являются критичными, а другие на них не обратят никакого внимания.

Ну и, кстати, на автомате эта камера снимает очень хорошо, что, безусловно, очень ценно для любителей.