Дюнкерк / Dunkirk
6,2
Рейтинг IMDB: 8,3
Рейтинг читателей: 2,9
Рейтинг Экслера: 6,2
Бюджет: $100 млн,  Сборы по миру:  $525 млн

Не ожидал я от Нолана такой динамы. Фильмец для девочек из серии "Симпатичные британчики красиво драпают, а мужественный Том Харди успешно преодолевает закон всемирного тяготения".
Отзыв кота Бублика

Дюнкерк-Хуюнкерк.
Кот Бублик о нравственном посыле фильма
И тем, кто ожидает увидеть очередной Перл Харбор, точно не стоит на него идти. Фильм предлагает многое понять и додумать самому - а это совсем другой формат.
Зритель
Фильм неоднозначный. Смысл его создания ясен: Нолан хотел показать войну без романтизации. Без доставших, клишированных разговоров про жену с детьми, ждущих дома, без фальшивого геройства, без слепого патриотизма. Но идея недожата, по-моему. Увы. Отдельный минус за громкость выстрелов. Я понимаю, это реализм. Но вот именно этим моментом можно было поскупиться. Уши то мне кто вернёт. Без оценки. Неоднозначные кино, сложно дать один какой-то балл.
Павел

Думаю, что если бы Кристофер Нолан снял нечто подобное о Великой Отечественной войне в России, такой фильм бы имел бы ошеломляющий успех.
Светлана
Это великая картина. Совсем разные вещи с Интерстеллар. Каждый фильм Нолана надо пересматривать дважды-трижды, чтобы понять каждую мелочь до конца, потому что у каждой мелочи есть свое значение. Не нравится Дюнкерк? Перейдите в соседний зал на Планету обезьян. Там уж точно место самым рьяным критикам Нолана.
Станислав
Вышел холодный артхаус, маскирующийся под военный боевик. Если кто ожидал нового "Райана" или хотя бы "Перл-Харбора" - тех ожидает птица обломинго.
Ромуальд
Мы снова получили великолепную картину от Кристофера Нолана. Режиссёр — мастер своего дела, фильм живой, интересный и показывает разную культуру ведения боя.
Ваня Сидуллин
Всегда ненавидел ссыкливых британов.
Француз Петя

Сначала краткая историческая справка, ибо это кино снято по имевшим место событиям, произошедшим во Второй мировой войне.

В мае 1940 года часть британских, французских и бельгийских войск оказались блокированными немецкими войсками в районе города Дюнкерк. Немцы наступали на город со всех сторон - группа армий "А", две танковые группы, группа армий "Б".

В результате кабинет Черчилля и британское Адмиралтейство решили эвакуировать оказавшиеся там части британского корпуса и части союзных войск.

24 мая Гитлер издал приказ немецким танковым дивизиям остановить наступление и приказал не приближаться к Дюнкерку ближе чем на 10 километров. И британцы об этом знали - они перехватили незашифрованное сообщение об остановке танковых войск.

Вечером 26 мая британский корпус получил приказ об эвакуации. Танки к Дюнкерку не подошли, однако немцы вели обстрелы из артиллерии среднего калибра, немецкая авиация совершала постоянные налеты, немецкая армия постоянно атаковала, а им сопротивлялись английские и французские войска, которые периодически совершали контратаки.

Также британская авиация активно противодействовала Люфтваффе, и за период эвакуации были совершены почти три тысячи самолетовылетов, во время которых сбили 106 самолетов фашистов.

Операция по эвакуации войск велась в течение десяти дней, в ней участвовали 693 английских и 250 французских судов, также британское командование обратилось ко всем владельцам небольших частных судов с просьбой принять участие в эвакуации войск: на это откликнулось много народу и с помощью этих судов удалось эвакуировать значительную часть солдат.

За десять дней эвакуации удалось вывезти 140 тысяч англичан и 139 тысяч военнослужащих стран-союзников, из которых 90 тысяч были французами, также было много бельгийцев и голландцев. Еще почти 60 тысяч британских военнослужащих были вывезены до начала операции "Динамо" (так назвали эту эвакуацию Дюнкерка).

При этом войскам союзников пришлось побросать в Дюнкерке огромное количество вооружения, техники и снаряжения: почти 100 тысяч винтовок, 68 тонн боеприпасов, 65 тысяч автомашин, 455 танков, 2470 пушек, полтора миллиона тонн топлива и 8 тысяч пулеметов.

После завершения эвакуации 15 тысяч военнослужащих французской армии, прикрывающих последний этап эвакуации, попали в плен к немцам.

Это все сухие факты. А теперь давайте поговорим о том, что снял Кристофер Нолан. Сразу предупреждаю, что там будут присутствовать спойлеры, так что это не рекомендуется читать тем, кто фильм не смотрел, но планирует это сделать. (На самом деле это совершенно необязательно, ибо фильм к реальным событиям вообще не имеет никакого отношения.)


По симпатичному французскому городку Дюнкерку, где красивым и уютным домам не рассказали, что их постоянно бомбят немцы, веселой группой идут несколько беззаботных британцев. Ну, знаете, война, немцы рыщут тут и там, снайперы шарашат из окон, пулеметы простреливают улицы, а веселые британцы идут во всю ширь улицы по родству британской души.

Однако врать не буду - пострадали за беззаботность: откуда-то налетели фашистские пули, все полегли и только Томми (Финн Уайтхед) спасся, потому что он пострелял через деревянные ворота навстречу автоматной очереди, потом бросил к чертям ружье (а на черта оно на войне-то, если подумать?) и рванул на пляж. Больше с ружьем мы его не увидим.

На пляже пахло массовкой в армейских шмотках, которую помрежи аккуратно выстроили в рядок по двое - типа как для эвакуации. Ну, знаете, война же - артиллерия дубасит, авиация шарашит из пулеметов и непрерывно бомбит, немцы наступают, - так что ну-ка выстроились по два человека в ряд и стойте, ждите эвакуации все десять дней.

А все почему? Да потому что офицеров там нет ни британа. Одни солдаты. На пирсе, правда, возникли два каких-то адмирала и коммандер Болтон (Кеннет Брана), но они не командуют, они - так, рассуждают.

Я так думаю, что все офицеры были заняты тем, чтобы по идеально гладкому пляжу разложить какие-то ящички в совершенно идеальные штабели - ну, чтобы картинка была. А потом из-за такого потрясающего перфекционизама все офицеры куда-то и сгинули - от чувств-с.

65 тысяч машин союзники рассовали куда-то по углам - на пляже их нет. Также на пляже нет вообще никакого вооружения, кроме винтовок у некоторых солдат, поэтому налеты мессеров встречаются мужественным падением на песок и только один храбрый солдат стреляет в мессер из винтовки - ай, маладца!

Впрочем, я бы на месте британов истребителей и бомбардировщиков немцев особо не боялся бы. Потому они какие-то стерильные. Разве что песочком главного героя подзасыплют и четыре трупешника в идеальном состоянии без капли крови положат на пляже в красивых позах - вот тебе, бабушка, и весь налет.

Впрочем, пару-тройку кораблей с эвакуируемыми немцам удалось все-таки раздолбить. Это из всех четырех кораблей, на которых проводилась эвакуация. Хорошо еще, что со стороны Люфтваффе в этом кошмарном налете участвовали только два бомбардировщика и пара мессеров, которые выпустили года через два после описываемых событий. Видимо, поэтому они так фигово стреляли.

Но зато со стороны всего британского авиационного флота им храбро противостоял Том Харди в сопровождении сотоварища, который сообщал Харди об уровне горючки в баке, а потом его подбили. Сотоварища подбили, а не Харди. Харди при этом решил вообще не возвращаться на базу (а чо там делать, если подумать?), поэтому расфигачил бомбардировщик, а потом, когда у него горючка закончилась и у "Спитфайра" остановился движок, Харди сумел подбить еще один бомбардировщик (он герой, конечно, однозначно!) и потом долго и красиво планировал над морем, над пляжем, над массовкой, которая так и стояла по двое в ожидании эвакуации, и так старательно допланировался до расположения немецких войск, где нам совершенно неожиданно показали аж трех немцев - впервые за весь фильм. И произошло это только в самом финале, так что радости узнавания немцев зритель был лишен.

Однако в фильме же есть этот Томми и еще пара солдатиков. Которых сначала загнали в трюм корабля и задраили люк, чтобы они там все немедленно подохли во время торпедной атаки (подлодки, сурово сказал коммандер, так и шныряют, так и шныряют), а затем после чудесного спасения они залезли в трюм баркаса, валяющегося на берегу, чтобы дождаться прилива. А в баркас стали стрелять невидимые немцы. Но так стреляли, лениво. Постреливали раз в пять минут. А потом и вовсе начался прилив, но немцы все равно постреливали раз в пять минут - уже из-под воды. Потому что эти немцы не только невидимые, но еще и железные ихтиандры.

Но Нолан не был бы Ноланом, если бы он не показал подвиг простого британского рыбака, отца летчика. Когда британский отец узнал, что у него реквизируют прогулочный катерок, чтобы плыть спасать британских солдат из Дюнкерка, отец летчика сказал, что он сам поплывет. Потому что это война. А на войне британцы своих не бросают. А раз война, то обязательно надо взять с собой младшего сына-подростка и его друга-подростка - пускай, негодяи, понюхают пороха, а то без этого только и знают, что пудинг жрать.

Простой британский отец летчика спасет много народу, включая Киллиана Мерфи, которого как торпеда чуть не потопила, так он и не успел выяснить, что ему вообще делать в этом фильме. И еще нескольких британских солдат спасет отец летчика. И от налета мессера увернется ловким британским маневром. В общем, гвозди бы делать из этих отцов летчиков и эндокринологов.

И еще нам покажут, как простые британские солдаты все-таки добрались до Лондон из тзе кэпитал оф Грейт Британ. Солдаты будут думать, что им все начнут плевать в лицо, - ан нет, простые британцы будут гордиться подвигом британских солдат и дружно скажут им: "Good one, guys, good one!"

На этом закончится великая сага о земле дюнкеркской, а кто смотрел это фуфло - тот вдоволь наполнился исторической правды. Ибо это, цитирую слоган, "Событие, которое изменило мир".

***

Я, конечно, смотрел это все с величайшим недоумением. Поначалу мне казалось, что Нолан над зрителями просто издевается. Какой Дюнкерк, какие ужасы войны? Какая-то полнейшая шняга и просто полный бред.

Потом я понял, что это этот... как его... артхаус, вот. Насколько мне приходилось сталкиваться с подобным уродливым явлением кинематографического мира, артхаус - это когда режиссера вообще ни разу не волнует ни логика происходящего, ни связь с какими-то историческими событиями, ни вообще что-либо, кроме его величества КАРТИНКИ.

А картинки в этом фильме красивые, да. Ровненький строй солдатиков на пляже, отутюженный грейдером пляж, который не получил ни морщинки даже во время единственного за всю эвакуацию налета всей немецкой авиации в составе одного самолета.

До миллиметра выстроенные штабели каких-то сундуков. Красивые картинки воздушных боев, которые за всю британскую авиацию вел Том Харди против всего Люфтваффе в составе четырех самолетов. Красивые взрывы пиропатрончиков, прикрепленных к корпусу самолета Харди.

Красивые картинки мгновенно тонущих кораблей всего британского флота в составе четырех штук. Красивые картинки клаустрофобного трюма баркаса, в который подлый немец постреливает из-под воды и из образовавшихся дырочек красиво плещется вода фонтанчиками. А ее бросаются затыкать своими телами симпатишные молодые британчики, которые, разумеется, тут же схватывают немецко-фашистские пули в эти тела.

Так что нормально - это артхаус, дети. Кроме того, Нолан не хотел морочиться с каким-нибудь "взрослым" рейтингом, ведь кассу-то делают тинейджеры. Поэтому снималось все под рейтинг PG-13, а при таком рейтинге пулю в лоб показать еще можно (хотя ее от греха тоже не показали), а вот курить в кадре уже нельзя, ибо какой пример подрастающему поколению?

Поэтому вот здесь, в этом фильме, никто не курит. Чес-слово! Стоят на пляжике, ждут у моря погоды. А точнее, команды помрежа "Массовке можно оправиться". Впрочем, надо отдать Нолану должное: за весь фильм один из главных героев приложился к фляжке с каким-то алкоголем - надо думать, джином, хотя и без тоника. То есть историческая справедливость хотя бы частично была соблюдена.

Про всякие современные стеклопакеты на зданиях Дюнкерка, несовпадение моделей самолетов и погрузочные краны на пляже из семидесятых годов - да на это уже наплевать с высокого пирса. Тут весь фильм - одно сплошное и нескончаемое недоразумение, при чем тут мелкие косяки?

Нолан просто делал совершенно стандартное голливудское кино о сферической войне сквозь прицел голливудской кинокамеры - у него оно и получилось. И даже тот факт, что сюда почему-то не вплели ни одной любовной истории (что сразу дало повод нашим самым маленьким нетребовательным зрителям говорить о "потрясающей достоверности"), на самом деле мало о чем говорит. Потому что всякие пошлейшие штампы тут вполне себе присутствуют, особенно в плане Отца Летчика и Сына Отца Летчика, а также с этим коммандером, который отказался эвакуироваться с уже совершенно пустого пляжа, потому что, дескать, "мне нужно еще помочь французам", - ага, ага, тут нам с Бубликом, видимо, полагалось прослезиться, но получилось только просморкаться от чувств-с.

Ну и напарник Харди очень понравился, который перед аварийной посадкой своего самолета на воду специально закрыл фонарь кабины - а чтобы было потом сложнее его открывать и чтобы зрители понервничали: сумеет разбить изнутри или нет? Конечно, не сумеет, но два пинка багром сквозь воду, конечно же, проделают в фонаре аккуратнейший люк, чтобы летчик смог все-таки выбраться к вящей радости всего зрительного зала.

Очень забавно читать отзывы зрителей, которые пишут о том, что "Нолан показал ужасы войны". Ребят, если считать вот эту невнятную шнягу "ужасами войны", то тут можно было воевать вообще не прекращать, раз все так прекрасно выглядит.

Впрочем, врать не буду: один-единственный ужас войны Нолан все-таки показал. Когда боевой летчик Харди, полетав несколько часов на "Спитфайре" без горючки, исключительно только на несомненном мужестве дотягивает до расположения немцев, чтобы там сдаться в плен, а перед этим спалить самолет ("Так не доставайся ты никому!"), - так вот, после того как самолет слегка прогорел, хорошо видно, что никакого мотора у самолета нет. И что у него пропеллер крутился, видимо, просто от сопротивления воздуха, а Харди летал исключительно на личном британском менталитете. Вот это реальный ужас войны и был, я вам так скажу.

В общем, я смертельно разочарован. Какие-то зрители пишут, что, мол, если вы ожидали получить новый "Перл-Харбор", то обломитесь, потому что это совсем другое. Я с этим могу согласиться. Уж на что "Перл-Харбор" был фуфло фуфлом, но двадцать минут бомбежки были сняты действительно эффектно. А здесь я и вовсе не понял, на что ушли сто миллионов. Фильм-то выглядит достаточно дешево, масштабных сцен практически нет, есть только красиво поставленные кадры. Но, впрочем, я понимаю, что так ровно выровнять сундучки на пляже и сам пляж стоит денег.

Ну и когда я читаю всякую рекламную шнягу о том, что, дескать, Нолан перед созданием фильма прошерстил сто тысяч двести пятьдесят исторических документов и свидетельств - я думаю, что они зрителей все-таки считают за идиотов. Потому что из картины отлично видно, что Нолан даже статейку на Wikipedia не прочитал. Ну, бывает, там аж пять страниц - ниасилил, многабукаф.

С другой стороны, чего расстраиваться-то? Первый раз, что ли, Голливуд из мировой войны делает слюнявый балаган? Далеко не в первый. Скажи еще спасибо, напомнил кот Бублик, что тут никакая чудо-тетка по пляжу не бегала, а они ведь могут.

Но я просто хочу напомнить, что даже в Голливуде иногда делают действительно хорошие фильмы о войне. И их немало.

Однако Нолан предпочел рейтинг PG-13 и чтобы школьницы прослезились. И он в этом совершенно прав. Даже на сто миллионов, потраченных не пойми на что, картина собрала больше полумиллиарда. Значит, теперь пора продолжать в том же духе. Там еще много военных операций во Второй мировой было. Есть где развернуться.

А жаль, ведь еще совсем недавно Нолан снимал действительно крутые фильмы. И я, конечно, не дурацкий "Интерстеллар" имею в виду.

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4-
Актерская игра 3
Режиссерская работа 3
Сценарий 1
Кратко о фильме:
полнейшее фуфло с красивыми картинками
Нужно ли смотреть:
нет