Президент Линкольн: Охотник на вампиров / Abraham Lincoln: Vampire Hunter
5,5
Рейтинг IMDB: 6,0
Рейтинг читателей: 2,7
Рейтинг Экслера: 5,5
Бюджет: $69 млн,  Сборы по миру:  $110 млн
Молодцы. Теперь приступайте к съемке
боевика "Владимир Ленин против зомби".
Кот Бублик, зевая
Авраам-параллелограам.
Поэма кота Бублика, посвященная фильму
Кино из топора.
Отзыв кота Бублика

Когда Линкольн был маленький, с курчавой бородой (шутка), то бегал он туда-сюда очень шустро, потому что подлый вампир Джек Бартс (Мартон Чокаш) укусил в руку его маму - он таким образом взимал долг с процентами у семьи Линкольнов. На черта Бартсу вместо денег кусать маму, которую он мог укусить бесплатно, - совершенно непонятно, но, с другой стороны, что взять с вампиров, они же ТУПЫЕ!

Прошло время. Третья группа крови мамы стучала в сердце молодого Авраама Томасовича (Бенджамин Уокер), так что он в конце концов отправился показать Бартсу его порядковый номер на рукаве. 

Но не сдюжил супротив Бартса юный Авраамчик! Несмотря на то что Линкольн всадил подлому меркантильному вампиру пулю в глаз - этого было недостаточно. Требовался или осиновый кол, или чеснок под маринадом - в общем, завязалась кровавая битва, в которой совершенно неожиданно победил случайный знакомый Авраама - Генри (Доминик Купер). 

Генри оказался охотником на вампиров, и теперь он учит Авраама своей премудрости, чтобы тот влился в ряды противовампирьего Ля Резистанса.

Авраам не слишком доверяет огнестрельному оружию, однако он хорошо орудует топором, поэтому посеребренный топор и становится главным оружием будущего Шестнадцатого. 

Генри запрещает Аврааму убивать Бартса, поэтому тот, от греха подальше, отправляется работать помощником мелкого лавочника Джошуа Спида (Джимми Симпсон), а заодно изучать юриспруденцию. Днем Линкольн работает, вечером учится, а ночью охотится на вампиров по списку, присылаемому Генри, так что жизнь у него получается разнообразная и насыщенная. 

А тут еще Авраам познакомился с бойкой девицей Мэри Тодд (Мэри Элизабет Уинстед), отбил ее у жениха Стивена (Алан Тьюдик), после чего война пойдет по всем фронтам, ибо Генри четко сказал Аврааму: никаких привязанностей, иначе ты станешь уязвимым. 

Ну а далее - внезапное президентство, война Севера и Юга. Но мы-то понимаем, что на самом деле это просто силы человеческого добра воюют с армией вампирьей мертвечины, возглавляемой самим прародителем всех вампиров - Адамом (Руфус Сьюэлл). И кто победит в этой войне - а фиг его знает, если не прочитать заранее спойлеры. 

***

Надо сказать, что я вообще хорошо отношусь к творчеству Тимура Бекмамбетова как режиссера. "Ночной дозор" и "Дневной дозор" - понравились. "Особо опасен" - тоже вполне понравился, тем более что это был уже полноценный голливудский блокбастер, снятый российским режиссером, - лично я испытывал по этому поводу определенное чувство гордости, уж и не знаю, как остальные. 

Да, правда, одновременно Бекмамбетов показал себя эпигоном, открывшим плотину мутному потоку ремейков советской классики, сняв "Иронию судьбы. Продолжение", да и западной классике он тоже пытался подражать с весьма переменным успехом - я имею в виду эту очень средненькую и вымученную комедию "Елки" (он там был продюсером и одним из режиссеров). 

О продюсерских успехах Бекмамбетова лучше умолчать: "Черная молния" - кино откровенно отстойное, а "Елки 2" получился еще хуже, чем первый фильм. 

Но тут - опять голливудский блокбастер (по крайней мере, по вложенным средствам). Бекмамбетов в режиссерском кресле! В продюсерском кресле - сам Тим Бертон! Анджелине Джоли, правда, роли не досталось - уж как она умоляла-просила, - но кастинг, состоящий из действительно хороших актеров второго-третьего эшелона, выглядит как минимум добротным. 

Правда, конечно, несколько смущала сама идея - чтобы легендарный президент США, да вдруг охотник на вампиров, - но, с другой стороны, в Голливуде не привыкли стесняться, так что Линкольн там охотник на вампиров, Жанна д'Арк охотница на марсиан или Барак Обама ударник в The Beatles - нам, в общем,  фиолетово, лишь бы было хорошо и энергично снято. 

Так вот, Бекмамбетов с этим фильмом, в общем-то, облажался. При всем моем первоначально хорошем отношении. Потому что чем дальше, тем лучше видно, что в Бекмамбетове-режиссере очень не хватает главного - души творца! Создателя! Он - не творец! Бекмамбетов - ремесленник. Да, качественный ремесленник, который может неплохо штамповать фильмы, приносящие деньги, но эти фильмы через год никто уже и не вспомнит. 

О чем фильм "Особо опасен", спросим мы с котом Бубликом меня же. Ведь мне фильм тогда понравился. Об этом, как его. Был какой-то ботан, которого по моське клавой - бабах, а потом в слоу-мо летят утки, летят утки, а за ни-и-и-ми два гуся... И еще задница Анджелины Джоли - правда, искусственная - и взгляд Константина Хабенского, который никогда не забудет, что видел искусственную задницу Анджелины Джоли. Ну и еще все застрелились по кругу, вызвав бешеные обсуждения в Сети по поводу того, возможно ли это и если да, то с помощью какого пестика. Вот и все, что я помню. 

Ну и здесь сценарий Бекмамбетова, судя по всему, уже совершенно не интересует. Он его и раньше не особенно интересовал, но вот сейчас, когда он Голливудский Режиссер, - Бекмамбетов по поводу такой мелочи, как сценарий, решил уже вообще не напрягаться. (Впрочем, Голливуд этому и сам очень способствует.)

Между тем сценарий нельзя полностью игнорировать. Да, я знаю, что для многих зрителей эта фраза будет шоком, но тем не менее. И ведь дело вовсе не в достоверности происходящего. Линкольн охотится на вампиров? Да пожалуйста. Хоть на венерианских скалозубов - нет проблем. Но когда вы конструируете некую фантастическую среду, она все-таки должна жить по определенным законам. Внутри этой среды должны сохраняться логические связи - иначе никак. Невозможно конструировать среду, в которой отсутствует внутренняя логика - такая среда тут разваливается и хорошо еще, если обойдется без взрыва. 

А Бекмамбетову - все до луны. То есть - до ближайшего фонаря. Лепит какую-то горбуху, совершенно не задумываясь над тем, что он вообще снимает и зачем. Точнее, он знает зачем. Чтобы вот тут показать рендеринг, когда камера летит ко входу аптеки, чтобы вот там показать боевую сцену с нарисованными на коняшках людЯми, вот здесь чтобы вампир на веревочке спрыгнул с подоконника, вот там - сцену на паровозе - в общем, проявляет, так сказать, свой режиссерский талант. 

И вот в этом фильме, ребята, он этим талантом - ну конкретно заколебал. Потому что в какой-то момент ты вдруг понимаешь: а ведь Бекмамбетов кроме вот этих, уже навязших на зубах, спецэффектов ни черта делать-то и не умеет! Любая шутка, повторенная дважды, перестает быть шуткой. Любой хороший, но специфичный спецэффект от частого повторения не только перестает нравиться, но уже начинает конкретно раздражать. 

Съемку рапидом, чтобы получить эффект замедленного воспроизведения (slow motion - "слоу-мо"), придумали задолго до Бекмамбетова, причем еще черт-знает-в-каком году. Но именно у Бекмамбетова этот старый прием стал настолько любимой игрушкой, что он его пихает уже в каждую динамическую сцену. Плюс у него есть еще один любимый эффект: однородный цветовой тон для различных сцен. Поэтому в сцене с лошадками (отвратительно, кстати, сделанной) все будет происходить на оранжевом фоне - и слоу-мо, ребята, слоу-мо. В сцене сражений на крыше паровоза - на голубом фоне ("Ночь же, дубина", - возмутился кот Бублик) и слоу-мо, ребята, слоу-мо - один, второй, третий, четвертый, десятый раз. В сцене с зажженным мостом - на красном фоне ("Пожар же, дубина", - возмутился кот Бублик) и слоу-мо на слоу-мо сидит и слоу-мо погоняет, но тоже в слоу-мо. 

Не спорю, Бекмамбетов, в отличие от других голливудских режиссеров, пока еще не открыл для себя трясущуюся ручную камеру, снимающую все в строго зеленовато-коричневатых тонах с "зерном" размером с булыжник. Хотя бы за это ему можно сказать спасибо. Но, поверьте мне, скоро придет этот час - и он нас всех заколебет этой трясущейся камерой не меньше, чем сейчас - слоу-мо. 

Однако вернемся все-таки к элементарным логическим стыковкам в сюжете. Их тут нет, логических стыковок. Смотрите. Среди людей Соединенных Штатов живет целая куча вампиров - из них в конце концов составили целую армию. Упоминается, что у вампиров есть отец-основатель - Адам. Где была та курица, которая снесла этого Адама, то есть кто его-то самого укусил - доподлинно неизвестно, но, предположим, он просто пришел из далекой заснеженной России - в фильме упоминается, что Адаму явно где-то то ли 1800, то ли 1900 лет. 

Если вампир кусает кого-то в руку-предплечье - человек быстро умирает. Если кусает кого-то в шею - тот, в свою очередь, становится вампиром. ("Старая муля, тоже мне, открыл Америку", - фыркнул кот Бублик.) Все вампиры Америки подчиняются Адаму. Ни один вампир не может причинить вред другому вампиру (Адам об этом говорит совершенно четко). Вампиры живут вечно и не стареют - Адаму под две тысячи лет. Второй главный вампир фильма (назовем его Мистер Икс, чтобы не портить впечатление тем, кто почему-то захочет посмотреть эту тоску) на протяжении фильма не стареет. 

Однако наш старый друг Бартс - конкретно стареет. В начале фильма - такой задиристый дурашка, а к сцене с коняшками - конкретный старикан. 

Вампиров можно убить чем-то серебряным - даже просто засадив в лобешник дешевое серебряное украшение (показано в фильме). Однако Бартса не убило серебряной пулей. А потом убило серебряной пулей. 

Вампиры обладают неимоверной силой - они запросто могут взять за ноги коняшку в две сотни кило весом и закинуть куда подальше. От удара вампира ломаются целые дома и срывает дверь с петель, как ветром перемен. Но при сражении с каким-то вшивым людишкой Линкольном вампиры силой становятся примерно с котенка - он их косит, как зайцы траву. 

Мистер Икс - вампир. Однако он не подчиняется Адаму. Почему? Да просто не хочет. Он, типа, хороший вампир - за людей. Он предлагает укусить Линкольна, чтобы тот стал бессмертный. Значит, Линкольн тоже будет хороший вампир. Это у них такая новая порода пошла - хорошие вампиры? Все вампиры - плохие, а тут появилась новая генетическая мутация? Вампир, но не кровосос. В переносном, конечно, смысле. Они, я так понял, через пару тысяч лет пойдут работать в "Дневной дозор" - то-то кровушки попьют. 

Ни один вампир не может что-то сделать с другим вампиром - такая шутка Господа, как говорит Адам. И при этом в финальной сцене на заводе (на паровозе) Мистер Икс конкретно бьется с Адамом, причиняя тому заметный урон. Ребят, вы уж определитесь, они вообще могут причинять или им как Бекмамбетов на душу положит? 

Перейдем к ролям. Линкольна вообще должен был играть Том Харди - я данный выбор одобряю целиком и полностью. Однако Харди не смог участвовать в картине из-за "Темного рыцаря: Возрождения легенды", после чего на эту роль рассматривали Эрика Бану, Тимоти Олифанта, Эдриана Броуди и еще нескольких актеров, но в результате выбрали Бенджамина Уокера.

Я его раньше в фильмах не видел, судя по всему. Актер неплохой - чем-то одновременно напоминает молодого Лиама Нисона и даже Нэйтана Филлиона, только в закостеневшем варианте и не более чем с сотой долей его харизмы, - но для данного фильма Уокеру очень сильно не хватает иронии. Как и самому Бекмамбетову.

Ну нельзя делать фильм о том, как Линкольн сражался с вампирами, так, как будто ты снимаешь фильм об истории Гражданской войны между Севером и Югом. Тут надо или подмигивать постоянно - ну, ребята, вы же понимаете, что мы стебемся, - или самой игрой подчеркивать буффонадность происходящего. Такие вещи умеет делать, например, Брюс Уиллис - вот он в "Армагеддоне" сумел пафос Майкла Бэя превратить фактически в "Летающий цирк космонавта Андропова".

Том Харди, кстати, это смог бы сделать. А вот Уокер - слишком серьезен. От этого кино только проигрывает.

Видимо, все-таки понимая это, Бекмамбетов поставил Линкольну в помощники владельца лавки, очень неплохо сыгранного Джимми Симпсоном, и негра Уилла, прилично сыгранного Энтони Мэки. Однако ни одному этому персонажу нормально выдвинуться на первый план толком так и не дали, поэтому погоду они в фильме не делают.

Очень понравился Генри в исполнении Доминика Купера. Вот тут - ирония, да и персонаж, в общем, развеселый. Пьет непрерывно, гуляет, развлекается с девочками. В общем, настоящий охотник на вампиров, прям хрестоматийный. Такому скажи, что один в поле - не Хельсинг. Еще как один Хельсинг, запросто!

Адам тоже получился очень колоритный - Руфус Сьюэлл в свое время блестяще сыграл кронпринца Леопольда в "Иллюзионисте", да и в "Легенде Зорро" хорошо изобразил подлого лягушатника Арманда. Кстати, в "Зорро" тоже в финале была эффектная поездка на поезде, везущем тонну мыла (серебро, мыло - какая разница?), так что Сьюэлл был уже полностью готов к своей роли. 

Надо сказать, что эффект от просмотра фильма "Президент Линкольн: Охотник на вампиров" возникает очень интересный. Так вроде все на месте - денег много вложили, линкольные времена воссозданы с вниманием к деталям, злодейские вампиры всякие шароебятся туда-сюда, молодецкий топор юного Авраама лихо сшибает вампирьи головы с плеч - в общем, и тебе любовная линия, и боевая движуха. Казалось бы, чего еще надо? 

Однако фильм - как те самые фальшивые елочные игрушки: вот вроде точно такие же, только не радуют. Ну не радует эта тоска зеленая с ученически старательным повторением одних и тех же спецэффектов. Только если, например, создателей конкретно провалившего в Штатах зонненфельдовского фильма "Дикий, дикий Уэст" было откровенно жалко (я до сих пор не понимаю, почему у него такой низкий рейтинг и почему он с таким свистом провалился, хотя вроде бы налицо полный набор составляющих прикольного приключенческого боевичка), то в случае с "Линкольном" думаешь, что оно, в общем-то, и поделом. Там - старались, но что-то пошло не так, а здесь - режиссер, который почему-то решил, что одним слоу-мо можно сделать хороший боевичок, просто рубит капусту. 

Не получилось, не срубил. Кстати, фильм, несмотря на довольно низкие кассовые показатели, по крайней мере расходы отбить должен. В Штатах он собрал совсем мало - всего $37 млн, тогда как считается, что более или менее успешное кино должно собирать дома примерно сумму бюджета. Но по миру он прокатился лучше, чем в Штатах, и собрал $75 млн. Недостающее доберут на ТВ и выпуском картины на Blu-ray, так что карьера Бекмамбетова, судя по всему, в Штатах еще не закончилась. 

Вот там и посмотрим, проявится ли у него хоть какая-то творческая жилка, или же он так всегда и останется режиссером, которого вообще не волнует сценарий, а лишь бы спецэффектик какой-нибудь дурацкий воткнуть. 

А мы с Бубликом молимся только об одном. Не дай бог Бекмамбетову кто-нибудь расскажет про ручную трясущуюся камеру, не дай бог!

P. S. Иллюстрации взяты с сайта "Кинопоиск", за что им большое спасибо. 

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4-
Режиссерская работа 3
Сценарий 2
Кратко о фильме:
тоска со спецэффектами
Нужно ли смотреть:
нет