Испания: дом-музей Сальвадора Дали

Наконец-то я - как сейчас принято говорить - закрыл незавершенный гештальт: посетил дом-музей Сальвадора Дали в Кадакесе. На самом деле никто не знает, что это за гештальт такой, почему он незавершенный и зачем его надо закрывать, но раз все так говорят - и я так буду говорить. В конце концов, чем я лучше других, правильно?

Так вот, дом-музей Сальвадора Дали - это третий элемент в так называемом "Треугольнике Дали" - цепочке памятных мест, связанных с жизнью и творчеством этого неистового каталана.

Главный элемент (угол) - это театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Второй элемент (не в порядке значимости) - замок Галы Дали в Пуболе. Ну и третий элемент - вот этот дом-музей Дали в Кадакесе. Я в Кадакесе и окрестностях уже побывал, однако в прошлый свой приезд в дом-музей не попал: туда надо брать билеты минимум за несколько дней.

И объясняется это очень просто: фонд Дали, который занимается наследием художника и организует экскурсии, к посещению дома-музея относится очень ответственно. Поэтому туристов туда пускают очень дозировано: максимум десять человек раз в пятнадцать минут, при этом работники дома-музея организуют просмотр так, чтобы группы посетителей в самом здании вообще не пересекались. И это, я вам скажу, очень даже правильный подход, который я целиком одобряю. Лучше заранее взять билеты, но иметь возможность обстоятельно все посмотреть и поснимать, чем сразу попасть в дом-музей сразу и при этом бродить в толпе туристов, каждый из которых должен заснять свою физиономию во всех ракурсах на фоне всех предметов музея.

К следующему своему приезду в Кадакес (а место это - совершенно замечательное и я готов туда приезжать снова и снова) я подготовился заранее: за полторы недели до того заказал билеты через Интернет. Эти билеты требуется выкупить не позже, чем за полчаса до экскурсии, иначе они будут проданы.

Я прибыл вовремя, билеты выкупил, дом-музей посетил - и теперь готов поделиться с вами фотографиями и своими впечатлениями.

Дом-музей Сальвадора Дали находится не в самом городке Кадакес, а рядом с ним - в рыбацкой деревушке под названием Порт-Льигат.

Вот залив, вокруг которого расположена эта деревушка. (Все фото кликабельны.)

Вид на дом-музей и его территорию с противоположной стороны залива. Вон на фото справа белое здание - сам дом, а слева от него - большая оливковая роща, она тоже относится к дому Дали.

Дом-музей крупным планом.

Симпатишный домик рядом с музеем. Видимо, там располагается администрация.

Перед кассами дома - знаменитая лодка, из которой растет дерево.

Рядом с домой расположены всякие хозяйственные постройки, перед которыми встречаются некие забавные скульптурки - уж и не знаю, работы ли это самого Дали или еще кого-то.

В одном домике есть зал, в котором демонстрируется фильм о Сальвадоре Дали. Также там выставлено несколько макетов, которые показывают, с чего начиналось строительство усадьбы Дали и чем оно завершилось.

А началось оно с того, что в 1930 году Дали приобрел рыбацкий домик, расположенный прямо на берегу залива. Он начал его обустраивать под себя и Галу, затем супруги постепенно докупали другие домики по соседству, присоединяли их к своему дому, ну и где-то к 1960 году постепенно сформировалось то самое причудливое строение, которые сейчас является домом-музеем.

Вот макет, показывающий, так дом Дали выглядел в 1930-1932 годах.

А вот так он выглядел в период с 1958 по 1972 год.

Сам Дали прожил в этом доме 53 года. Гала здесь жила до конца шестидесятых, а потом перебралась в маленький готический замок в Пуболе, который ей подарил Дали.

Дали в этом доме прожил вплоть до смерти Галы, которая произошла 10 июня 1982 года. После этого художник перебрался в замок в Пуболе, но через два года после его переезда там произошел сильный пожар, во время которого Дали чуть не погиб, после чего он поселился в своем Театра-музее в Фигерасе, где и провел остаток жизни.

Кстати, в поместье в Кадакесе супруги Дали жили не постоянно. Обычно они туда приезжали на лето, а зиму нередко проводили в Нью-Йорке: собственно, как ни странно, первоначальную известность Дали приобрел не в родной Каталонии, а в Соединенных Штатах, где они с Галой прожили десять лет и где сама Гала активно занималась продвижением творчества Сальвадора.

Но давайте уже посмотрим на усадьбу изнутри.

Медвежья прихожая. Вас встречает чучело медведя с плетеной лампой в лапах. Абажур лампы Дали сделал из снасти для ловли креветок. На шее медведя подвешен поднос для писем.

Позади медведя восседает сова. Дали вообще любил чучела различных животных и птиц, в доме этих чучел - полно. Как говорил сам Сальвадор: "В этом доме все мы - чучела".

Диванчик прихожей, сделанный в форме губ - такой же, как и знаменитый алый диван, выставленный в театре-музее в Фигераса.

Кстати, оригинальный диван в форме губ имеет несколько другую форму - вот он. Он вообще был создан как часть знаменитой композиции театра-музея: там с помощью двух картин (глаза), двойного камина (нос) и дивана в форме губ образовывалось лицо.

Ну и в упрощенной форме диван-губы наряду с утекающим циферблатом является одним из самых распространенных сувениров, относящихся к творчеству Дали.

Маленькая столовая с камином рядом с прихожей. Вдоль стен - морские звезды. Стоящие на столе подсвечники сделаны по эскизу Дали.

Пучок бессмертников на стене - любимое растение Галы: такие же пучки встречаются в доме вместо люстр, они же висят вместо люстр в замке Галы.

Библиотека. Книги (Дали был хорошо образован и очень много читал) перевезены в театр-музей, здесь стоят муляжи. Пучок бессмертника вместо люстры и охапки бессмертника на шкафу.

Наверху на стеллажах - чучела трех лебедей, когда-то плавающих в заливе. Дали лебедям надевал колпачки со свечками, которые красиво светились во тьме до того момента, пока лебеди не опускали голову в воду, чтобы схватить рыбку. История умалчивает, в какой момент из лебедей сделали эти чучела.

Из гостиной можно выйти на открытую террасу.

Рядом с библиотекой в стене сделан воздуховод, внутри поставлено зеркало, которое создает эффект того, что ты смотришь в пещерку бесконечного размера. К сожалению, фото этот эффект не передает.

В стене террасы сделано отверстие, позволяющее любоваться видом на залив. Дали с Галой на этой террасе обычно завтракали.

Коридор перед святая-святых - мастерской художника.

В помещении два больших окна. Именно здесь были написаны самые известные картины Сальвадора Дали.

У художника было несколько очень крупных полотен - по 5-6, а иногда даже и по 10-12 квадратных метров. При этом Дали обычно работал сидя: долго стоять он не мог из-за болей в спине. И у него в мастерской была установлена огромная металлическая рама, с помощью которой полотно можно было перемещать по высоте - для удобства работы.

Деревянный диван с радио и магнитофонами.

Маленькая кладовка, в которой Дали хранил краски и кисточки.

Темное помещение радом с мастерской, очень причудливо декорированное. Здесь стоит столик, за которым Дали работал над ювелирными украшениями.

Также здесь складировались самые разные предметы, представляющие интерес для художника.

Из комнаты ступеньки ведут наверх в небольшое помещение под крышей. Также туда можно попасть по ступенькам из коридора.

"Желтая комната", названная так по цвету обивки диванов и стульев.

Ванная Дали.

Комната с птицами, откуда ступеньки ведут в огромную спальню.

Спальня.

В большом овальном зеркале отражается маленькое выпуклое зеркало в черной раме: оно было установлено таким образом, чтобы свет восходящего на рассвете солнца падал на лицо художника и будил его.

Рядом со спальней расположена гардеробная со шкафчиками, на стенках которой Гала развешивала вырезки из журналов, где упоминались Дали и она, а также фотографии Дали и ее вместе с различными знаменитостями. Там есть обложка номера журнала Time от 1936 года, на котором красуется Дали - вот она.

А из гардеробной маленький коридор ведет в "Овальную комнату": помещение, выстроенное по форме панциря морского ежа с двумя небольшими окнами. Это была такая пещерка уединения для Галы, она тут проводила немало времени. У этой комнаты есть очень интересный эффект: даже тихое слово, произнесенное в этой комнате, отражается от стен и заметно усиливается.

Вот и все внутренние помещения.

Теперь выходим в оливковую рощу, относящуюся к усадьбе.

Открытая терраса с надбитым яйцом. Как известно, Дали очень нравилась совершенная форма яйца и он часто использовал этот символ в декорировании помещений.

Белая башня, на которой также установлено огромное яйцо - верхушка башни хорошо видна со стороны залива.

Череп коня вещего Олега находится над дверью башни.

Отдельный флигель с прозрачными окнами на крыше. Там демонстрируется причудливый фильм, смонтированный Дали из своих перфомансов. Скажем прямо, Дали обожал придуриваться перед фото- и видеокамерой и делал он это очень забавно.

Рояль как элемент декора. Дали его называл "Застывшая музыка". Или не называл - это просто мое предположение.

Инсталляция на крыше.

Великан, созданный из говна и палок остова рыбацкой шхуны и черепицы. Официальное название скульптуры "Христос из мусора". Это не шутка, такое название ей дал сам художник.

Вид из рощи.

Вид в сторону залива.

На самом верху холма стоит еще один флигелек, в котором демонстрируется фильм, посвященный Дали и Гала. Перед ним стоит насколько шестиногих стульев необычной формы: их сделал сам Дали, чтобы было удобнее любоваться заливом.

А вид там открывается действительно впечатляющий.

Ну и теперь идем к внутреннему дворику, где Дали с Галой принимали гостей. Внутрь усадьбы гости не допускались, Дали неоднократно говорил, что это "Дом для двоих".

Небольшая комнатка на выходе из дома.

Тенистый дворик со скамейками и парой каменных стульев причудливой формы.

Два узких проходика к большому двору с бассейном. В проходах, разумеется, размещены всякие забавные предметы.

Данная скульптура называется "Молодые Пушкин и Наталья Гончарова читают Лермонтова в подлиннике". По крайней мере, это я предполагаю, что она так называется.

Большой двор с бассейном. Я видел фотографию, где в этом дворе пьют-гуляют человек пятьдесят.

Релаксная комната в торце бассейна.

Диван в форме губ, шины Pirelli, фигурки писающих матадоров - все это вполне в стиле Дали.

Эта скульптура называется "Одиночество и беллетристика".

Небольшая летняя кухня с мангалами у самого выхода. Также тут стоит пустая телефонная будка, чье назначение неизвестно до сих пор.

Ну и двухпенисная стенная фигура у выхода, с помощью которой Дали прощается с посетителями своего дома-музея.

Очень занятное место, я не пожалел, что здесь побывал. Ну и таким образом я замкнул "Треугольник Дали", так что теперь придется придумывать какой-нибудь другой незавершенный гештальт.

Мои статьи об Испании:

***

Комментарии 12
Ой, как прямо вовремя статья! Я сейчас перевожу материалы по разным отелям, хостелам и гостиничкам Каталонии, там же описаны и некоторые достопримечательности. Для меня было открытием, что в Испании есть горнолыжные курорты :) и буквально только что вот было краткое описание хостела в 300 м от дома музея Дали'.. Называется San Mar, если кому пригодится
19.09.17 12:26
0
Гештальт - это нечто целое. А завершить гештальт - ну, это как последний кусочек пазла вставляешь на место и именно в этот момент он из россыпи кусочков становится картиной.
19.09.17 08:20
0
Вообще этот треугольник Дали - пожалуй то самое, из-за чего мне хочется вернуться в Каталонию больше всего. После 4-х поездок и по прошествию 3-х лет после последней понимаю, что это самое сильное впечатление.

Особенно Кадакес и та часть музея в Фигейрасе, где ювелирка представлена.
19.09.17 00:10
0
Alex Exler: На самом деле никто не знает, что это за гештальт такой

Мужского рода не знаю. Но вообще сильно напоминает немецкую die Gestalt: dict.leo.org/russisch-deutsch/gestalt
18.09.17 22:53
0
Witalij:
Alex Exler: На самом деле никто не знает, что это за гештальт такой



Мужского рода не знаю. Но вообще сильно напоминает немецкую die Gestalt: https://dict.leo.org/russisch-deutsch/gestalt

я лично при упоминании немецких слов в разговоре на русском даю им род "по-русски". так привычнее
19.09.17 17:45
0
На сайте резервации билетов предлагается выбрать не просто время, а, например, 9:30 - 9:50. Эти 20 минут – это время для входа или все время посещения?
18.09.17 21:34
0
Deemerr:
На сайте резервации билетов предлагается выбрать не просто время, а, например, 9:30 - 9:50. Эти 20 минут – это время для входа или все время посещения?


Видимо, для входа. Внутри дома ведется экскурсия и дается время на осмотр, снаружи в саду время не ограничено.
19.09.17 07:27
0
Как дизайнер и оформитель Дали реально гениален. Как художник... Помню дрожащими ручками листал альбом 100 лучших картин Дали, и... Кроме десятка самых известных и намозоливших глаза все остальные - ерунда полная. Впрочем, за десятку лучших картин ему можно простить всё. У того же Пикассо и десятка не наберётся.
18.09.17 20:04
0
Да, такой гештальт и я бы закрыл с удовольствием. "Надо ехать".

Алекс (если, конечно не трудно): а каким бы был ваш вариант маршрута "Семь дней на просмотр достопримечательностей Испании"?
18.09.17 17:43
0
jamaysky: Алекс (если, конечно не трудно): а каким бы был ваш вариант маршрута "Семь дней на просмотр достопримечательностей Испании"?

Хорошая мысль, надо будет составить ;)
19.09.17 07:26
0
Когда в конце 80-х был на выставке картин Дали в Москве, меня его текучие часы поразили больше всего, и ещё, конечно, "Аргус".
18.09.17 16:56
0
А черепов Дали разных возрастов там не было? :)
18.09.17 14:15
0